Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Собор Дмитровского Кремля в Московской области как объект культурного наследия. История и описание.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Г.В. Попов отмечает: «Дата строительства Успенского собора в городе Дмитрове определяется окончанием строительства Московского Архангельского собора и последним годом княжения в городе удельного князя Юрия Ивановича, то есть между 1508 – 1533 гг. Идея прямого копирования Архангельского собора Дмитровскими мастерами выглядит несколько утрированной…».
Таким образом, можно предположить, что князь Юрий Иванович мог пригласить в Дмитров мастеров той строительной артели, что возводила Архангельский собор в Московском кремле. Собор представляет собой огромный двухъярусный храм, поставленный на высокий подклет. Довольно долго считалось, что подклетная часть собора – и есть остатки более древнего каменного храма начала XV в., времён княжения князя Петра Дмитриевича или храма, построенного в 70-х гг. XV в. в период правления удельного князя Юрия Васильевича.

Глава 2. Архитектура Успенского собора
2.1 Особенности постройки

Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505—1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.
Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.
Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.
Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца, и два распятия. Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIII в. По предположению В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице
По мнению С.А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. Вначале 1980-х гг. С.А. Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти. Метлин при описании ветхостей XVIII в именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А.В. Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.
В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И. Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.
В 1820-е гг. А. Ф. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823—1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф. М. Шестакова 1822 г. (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф. М. Шестакова у наследников фотографа П. И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С. А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 году архитектор Д. Ф. Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 г Д. Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 г. был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 г. была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961—1965 гг. силами МОСНРПМ под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. 
Также считалось, что одним из архитекторов проекта храма мог быть Алевиз Новый, известный как итальянский скульптор Алявизе Ламберти да Монтаньяна, один из строителей Архангельского собора в Москве. Однако С.А. Гаврилов полагал, что «автором Собора мог быть зодчий итальянец, которому незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве». Успенский собор города Дмитрова хранил и хранит в себе множество уникальных памятников древнерусского искусства. Часть из них пребывает сейчас в Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени А. Рублёва, но часть остаётся в соборе. В их числе 6-ярусный иконостас главного придела соборного храма, именно в его деисусном ряду находятся знаменитые иконы Дмитровского Деисусного чина, а также три изразцовые Иконы – керамиды, украшающие наружные стены собора. Храмовая Икона Дмитровского собора – Икона Успения Божией Матери – сейчас пребывает в основной экспозиции Музея им. А. Рублёва. В.К. Лаурина отмечает что «…храмовая Икона Дмитровского Успенского собора известна в литературе как работа Дионисия или художника его артели…»

Picture of Андрей Бобров
Андрей Бобров
Закончил КГТУ, строительный факультет. Сейчас работаю по специальности, я –преподаватель вуза. Написал 15 научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2015 года. В свободное время я подрабатываю тут и помогаю студентам в написании курсовых и контрольных работ. Часто заказываю создание чертежей и эскизов. Нравится моя работа за то, что могу помогать и делиться своими знаниями.