Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Сны в произведении Достоевского “Преступление и наказание”

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Использование приема исповеди передает внутреннее состояние персонажей. Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников – Соне. У всех – желание открыть душу. Как правило, исповедь выражается в монологе. Персонажи спорят сами с собой, ругают себя. Для них важно понимание самого себя. Герои возражают своему внутреннему голосу, опровергает оппонента в себе. Привычно думать, что если человека поразил новый поворот мыслей, то это поворот мыслей собеседника. Но Достоевский в своем романе раскрывает удивительный процесс сознания: новый поворот мыслей, который произошел у героя, поразил его самого! Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражает себе.
Портретная характеристика героев романа передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов – спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов – моложавый развратный барин, Порфирий – болезненный умный следователь. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека. В произведениях Достоевского проявляется манера заострения внимания на необычном. Лица героев странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами. В красивом лице Свидригайлова было что-то “ужасно неприятное”; в глазах Порфирия было “нечто гораздо более серьезное” чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа именно так описываются портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.
Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы, как в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей – все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.
Определенную художественную нагрузку несут в себе сны в романе «Преступление и наказание». Нет ничего прочного в мире героев Достоевского, их одолевают сомнения происходит распад нравственных устоев и личности во сне или наяву. Необычные характеры и необычные ситуации, оказывающиеся на грани фантастики помогают проникнут в мир героев Достоевского.
Наряду со всеми художественными средствами Достоевского художественная деталь отличается оригинальностью. Раскольников целует ноги Соне. Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл.
Замысел романа раскрывается через предметную деталь. Раскольников не зарубил старуху – процентщицу, а “опустил” топор на “голову обухом”. Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе “глядит ему в лицо”. Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.
Кровавый оттенок злодеяния Раскольникова выражается через цветную деталь. За полтора месяца до убийства им было заложено “маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками”, – подарок сестры на память. “Красные камешки” становятся предвестниками капель крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.
Для ориентирования в буре чувств персонажа используется ключевое слово. В шестой главе слово “сердце” повторяется пять раз. Когда Раскольников, проснувшись, стал готовиться к выходу, «сердце его странно билось. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть, а сердце все билось, стучало так, что ему дышать стало тяжело» [Достоевский, с. 78]. Дойдя до дома старухи, «переводя дух и прижав рукой стучавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, постоянно прислушиваясь» [Достоевский, с. 84]. «Перед дверью старухи сердце стучит еще сильнее: “Не бледен ли я… очень” – думалось ему, – не в особенном ли я волнении? Она недоверчива – Не подождать ли еще…пока сердце перестанет?” Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней…» [Достоевский, с. 85].
Для понимания глубокого смысла этой ключевой детали, необходимо вспомнить русского философа Б. Вышеславцева: «…в Библии сердце встречается на каждом шагу. По-видимому, оно означает орган всех чувств вообще и религиозного чувства в особенности…в сердце помещается такая интимная скрытая функция сознания, как совесть: совесть, по слову Апостола, есть закон, начертанный в сердцах.» [Вышеславцев, с. 84]. В биении сердца Раскольникова Достоевский услышал звуки измученной души героя.
Социальную конкретику романа помогает раскрыть символическая деталь, которой в романе является нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели “Сонин образок”, “Лизаветин медный крест и крестик из кипариса”. Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, ходящих перед Богом, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами. Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.
Религиозный символизм проявляется в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капернаумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: “тридцать целковых”, “тридцать копеек”, “тридцать тысяч серебряников”.
В сущности, вся гениальная серия романов Достоевского, от “Преступления и наказания” до “Братьев Карамазовых”, относится к эпохе 60-70-х годов, эпохе отмены крепостного права в России. И все вопросы, связанные с владением людьми, “живыми душами”, как и ответственность за выбор страной новых путей, – все это больные “русские” вопросы [Бахтин, с. 186].
Таким образом, роман «Преступление и наказание» является объединением романа и трагедии. Трагические идеи приобретают романную силу в поэтике Достоевского. «Преступление и наказание» – роман духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы. Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника, или оппонента.
Оригинальность идеи Раскольникова заключается в том, что уголовная по своей сути она была продиктована жалостью к людям. Но, отказавшись от наполеоновских злых целей, Раскольников принял его злые средства.

Пётр Прохоров
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜