Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Следователь, как участник уголовного судопроизводства

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В настоящее время органы предварительного следствия в системе МВД России (далее — ОПС) представляют собой самостоятельную, строго централизованную федеральную структуру, возглавляемую Следственным департаментом МВД России. Они имеют разветвленную, хорошо организованную систему следственных органов. Наряду со Следственным департаментом МВД России данная структура включает себя: 82 следственных органа МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации; 10 следственных органов Управлений внутренних дел на транспорте; 8 следственных частей Главных управлений МВД России по федеральным округам; в регионах РФ — 1800 межрайонных, районных органов предварительного следствия: следственные отделы (отделения, группы).
Преимущества такого построения позволяют обеспечить тесное, основанное на строгом соблюдении закона и разграничении полномочий, взаимодействие следователей с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
Основные контролируемые параметры результатов их работы (качество предварительного следствия, сроки расследования уголовных дел, законность) на порядок выше, чем в Следственном комитете РФ и других следственных подразделениях иных правоохранительных органов.
Анализ организации деятельности ОПС в системе МВД России свидетельствует, что на федеральном и региональном уровнях для выполнения возложенных на них организационно-управленческих функций наиболее приемлем зонально-линейный принцип работы.
Так, по зональному и линейному принципу организована управленческая деятельность Следственного департамента МВД России. В частности, входящих в его структуру управлений. Например, по зональному принципу организована работа отделов зонального контроля (в т.ч., на транспорте) Организационного управления, сотрудники которого контролируют деятельность закрепленных за ними конкретных региональных следственных органов (ГСУ, СУ УМВД по субъектам Российской Федерации). По линейному принципу осуществляется деятельность Контрольно-методического управления, на сотрудников которого возложены обязанности по контролю и методическому обеспечению расследования уголовных дел об: особо опасных преступлениях против личности и собственности; особо опасных преступлениях в сфере экономики; организованной преступной деятельности и в сфере наркобизнеса; дорожно-транспортных преступлениях и пожарах.
Непосредственно в региональных аппаратах ГСУ (СУ) также введен зонально-линейный принцип контроля, что позволяет оказывать практическую и методическую помощь подчиненным следственным подразделениям. По этому методу работают и следственные органы УВД крупных городов краевого (областного) значения.
В следственных подразделениях территориальных органов МВД России на районном уровне работа строится по линейному принципу. За каждым следователем по предложению руководителей территориальных органов предварительного следствия приказами начальников ГСУ, СУ закреплена определенная специализация, что находит свое отражение в должностных инструкциях следователей.
В районных органах внутренних дел с небольшой штатной численностью (4-5 шт. ед.) вводится специализация только по расследованию экономических преступлений (1 — 2 сотрудника), а в ряде таких органов внутренних дел с небольшим числом следователей вообще не действует линейный принцип их работы.
Как свидетельствует практика, реализация линейного метода расследования вполне обоснована и эффективна в работе как следователей, так и дознавателей, действующих в пределах всей зоны обслуживания органа внутренних дел. Объективные трудности в данном случае вызваны лишь штатной численностью отдельных подразделений и территориальными особенностями, что обуславливает необходимость закрепления за одним сотрудником несколько направлений деятельности (специализаций).
Некоторые авторы считают серьезным упущением УПК РФ отсутствие в нем регламентации деятельности следственно-оперативных групп, которая, по их мнению, способствовала бы расширению процессуальных возможностей в расследовании многоэпизодных уголовных дел.
Полагаем, что создание и деятельность СОГ является организационной формой раскрытия и расследования преступлений, и она должна быть регламентирована не уголовно-процессуальным законодательством, а соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.
Как известно, в настоящее время вопросы организации работы СОГ регламентирует соответствующая инструкция, утвержденная приказом МВД России. В соответствии с данной инструкцией для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий может быть создана дежурная СОГ (при дежурной части) в составе следователя (дознавателя), сотрудников оперативных подразделений и, при необходимости, — инспектора-кинолога и иных. А для обеспечения взаимодействия подразделений ОВД в расследовании конкретных уголовных дел, в том числе, по которым совершившие преступления лица не установлены, создается специализированная (постоянно действующая) СОГ.
С целью обеспечения производства качественного осмотра места происшествия, связанного с пожаром (поджогом), а также иных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено создание постоянно действующих СОГ по их раскрытию и расследованию в составе следователей, сотрудников подразделений уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями (ныне — «подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции»), государственного пожарного надзора и экспертно-криминалистических подразделений.
Трудно себе представить, каким образом можно обеспечить процессуальную регламентацию деятельности всех членов указанных выше СОГ (например, инспектора-кинолога и иных)? В данном случае, как нам представляется, следует говорить о необходимости совершенствования отдельных положений ст. 163 УПК РФ, регламентирующей производство предварительного следствия следственной групп.
Таким образом, исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
— в соответствии с действующим УПК РФ отнесение следователя к группе участников со стороны обвинения является спорным и поддерживается не всеми учеными и практиками, поскольку полномочия следователя значительно шире, чем предполагает функция обвинения, сформулированная в решении КС РФ;
— анализ зарубежного законодательства позволяет предложить использовать французскую модель организации предварительного следствия, которая исключает обвинение из задач следователя;
— в соответствии с действующим законодательством, в объем задач следователя входит: 1) осуществление доказывания по уголовному делу; 2) обоснование и применение мер принуждения для обеспечения надлежащего осуществления уголовно-процессуальной деятельности; 3) принятие промежуточных и итоговых решений по уголовному делу; 4) обеспечение прав участников процесса, предусмотренных законом.
Для реализации указанных задач следователь наделен системой процессуальных полномочий, а также определенной степенью самостоятельности и гарантированной законом независимостью.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.