1. Слабовидящие дети как объект социальной работы
1.1 Эволюционный подход к анализу теоретической базы
Известно, что зрительное восприятие мира является сложной системой взаимосвязанных между собой механизмов поиска, обнаружения, различения, опознания, анализа и синтеза признаков предметного мира.
При нарушенном зрении значительная часть периферийной система зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается. Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей.
Л.С. Выготский в своей книге «Проблемы дефектологии» подчеркнул: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться устранением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторно замещающих настраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка» [18].
Впервые в дефектологической науке сущность дефекта была всесторонне проанализирована Л.С. Выготским. Он показал его структуру (первичные и вторичные дефекты) как сложную иерархию функциональных отклонений, их взаимосвязь и неоднозначное влияние на психическое развитие аномального ребенка.
В дальнейшем, развивая учение Л.С. Выготского, Х.С. Замский писал, что при диагностике дефекта довольно часто бывает трудно разграничить процесс компенсации и коррекции вторичных отклонений, однако, путь разграничений состоит в определении степени выраженности дефекта, которая характерезует состояние вторичных отклонений [9].
В этом случае весьма примечательно рассуждение Р.М. Боскинс: «Рассматривая общие закономерности аномального развития ребенка с дефектом той или иной функции, необходимо указать, что первичный симптом для своего преодоления нуждается в медицинском воздействии, притом вторичная симптоматика у аномального ребенка, как правило, поддается корригирующему педагогическому воздействию» [4].
В данном случае положение Л.С. Выготского о том, что понимание механизмов компенсации и коррекции при нарушенном зрении является социальным понятием, а «дефект есть нарост на слепоте, глухоте, немоте. Социальное воспитание победит дефективность» Особенно он выделял роль социального фактора, что подтвердили дальнейшие исследования, наглядно иллюстрирующие эффективность коррекционно-развивающего обучения как средства преодоления психофизической недостаточности у детей с отклонениями в развитии.
Это является методологически важным для понимания того, что прямого воздействия слепота и слабовидение на развитие личности не оказывают, если ребенку своевременно оказывается коррекционно-компенсаторная помощь.
В противовес Л.С. Выготскому, немецкий тифлопедагог и психолог Карл Бюрклен в своей книге «Психология слепых» утверждал, что слепота обуславливает ничем не компенсируемое сужение сфер психической жизни, так же не рассматривал влияние социального фактора на психическое развитие детей с нарушением зрения [10].
Следуя за указаниями Л.С. Выготского о том, что при анализе клинической картины первичного дефекта необходимо учитывать место, которое он занимает в общем физическом развитии ребенка, какова тяжесть и распространенность нарушения и в каком возрастном периоде развития ребенка наступило поражение, выделено на три группы лиц с нарушением зрения:
1. Слепота (острота зрения их составляет от 0 до 0, 04 с коррекцией на лучше видящем глазу). Среди них есть тотально слепые и частично слепые, которые имеют светоощущение или форменное зрение.
2. Слабовидение — к этой категории относятся дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2. Если у ребенка отмечается нарушение зрительных функций, чаще поля зрения, чаще поля зрения, например резкое его сужение (при этом острота зрения может быть высокой) его также относят к слабовидящим. Слабовидение бывает прогрессирующим и стационарным. К первым относят первичную и вторичную глаукому, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментную дегенерацию сетчатки, отслойку сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости [10].
К стационарным относятся: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней (это пороки развития), стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия.
Слабовидение наступает вследствие аномалий развития или болезней глаз. Также может быть проявление общего заболевания организма, чаще является следствием аномалий рафракции глаза
Одной из самых распространенных глазных патологий является косоглазие и амблиопия. Косоглазие — заболевание с нарушением бинокулярного зрения, в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. По данным Э.С. Аветисова и Е.И. Ковалевского от 1,5 до 3% от всей популяции нормально видящих детей [1]. В связи с чем, в 70-х годах прошлого столетия в Советском Союзе была создана сеть специальных дошкольных учреждений для детей с данным заболеванием. В настоящее время в России функционирует около шестисот таких дошкольных учреждений. У истоков создания были врачи-офтальмологи Л.И. Медведь, Л.А. Григорян, тифлопедагог Л.И. Плаксина [7]. Дети с косоглазием и амблиопией — неоднородная группа, имеющая функциональные расстройства зрения. Среди них есть дети, у которых косоглазие возникает на фоне органических поражений зрения, например, астигматизм, нистагм, мышечный парез глаза и другие.
Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения.
Известно, что на остроту зрения влияют интенсивность и длина волны света, освещающего тест-объект и фон, направленность света на объект, функциональное состояние сетчатки (способность ее к адаптации, место сетчатки, на которое падает изображение тест-объекта).
Наряду с этим, дополнительными раздражителями являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов — достаточно сложная задача, между тем, очень важная для точного результата.
Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от освещения. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным услвиям освещения. Различают световую и темновую адаптацию. Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от степени освещения, при нарушенном зрении процесс адаптации снижается. Практическое значение имеет темновая адаптация. Данная функция исследуется с помощью специальных приборов — адаптометров.
Цветоощущение развивается параллельно развитию центрального зрения, отмечают врожденные и приобретенные нарушения цветового зрения. Приобретенные возникают при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва.
Цветоразличие — это способность глаза к восприятию цвета разной яркости и насыщенности. Цветоощущение развивается параллельно развитию центрального зрения. Исследуют состояние цветоощущения зрения с помощью таблиц Е.Б. Бабкина и других цветотестов. Исключительно важна способность глаза различать разнообразие цветовых оттенков. Восприятие цветового многообразия окружающего мира осуществляется колбочками — клетками сетчатой оболочки глаза. В них заложены три типа цветовоспринимающих элементов. Каждый воспринимает только один из трех основных цветов — красный, зеленый, фиолетовый. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. М.В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета — красный, зеленый, фиолетовый или синий, а остальные можно получить их комбинацией. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельмгольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из которых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз световых лучей возбуждается соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать разнообразие цветовых оттенков [7].
Расстройства цветового зрения могут быть вызваны врожденными или приобретенными нарушениями функции зрительного аппарата или ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения принято называть дальтонизмом. Характеризуется снижением или отсутствием чувствительности к красному и зеленому цветам, что вызывает искаженное восприятие цветовой картины окружающего мира.
Полное отсутствие цветового зрения называется цветовой слепотой или монохромизией. При ней все окружающие предметы воспринимаются в черно-белых тонах.
Приобретенные нарушения цветоощущения возникают при заболеваниях зрительного аппарата ЦНС и нередко характеризуются снижением или отсутствием восприятия всех трех основных цветов. При этом степень понижения чувствительности к восприятию каждого из трех цветов может быть не одинаковой.
Типы нарушения цветового зрения:
— полная цветовая слепота, все цвета кажутся серыми (ахромазия);
— частичное нарушение цветоразличения, оттенков красного и зеленого цветов (все цвета воспринимаются в двух основных тонах — желтом и голубом);
— частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра (в этом случае воспринимаются предметы в красном и голубовато-зеленых тонах).
Среди слабовидящих детей нарушения цветоразличения встречаются часто из-за снижения остроты зрения, особенно осложнено восприятие цветовых оттенков [9].
Приобретенные искажения чувствительности к красному, зеленому и синему цвету обусловлены атрофиями сетчатки, снижением остроты центрального зрения.
При рассматривании предметов ребенком с нормальным зрением изображение отражается на идентичных точках сетчаток, и он видит предмет адекватно, такое зрение носит бинокулярный характер, и объекты воспринимаются стереоскопично, кроме того, с его помощью определяется местоположение объектов в пространстве.
У детей с монокулярным характером зрения затруднен процесс восприятия объемных предметов из-за отсутствия стереоскопического видения.
Периферическое зрение выполняет функцию различения местоположения и движения объектов. При нарушении глазодвигательных функций, например при косоглазии, прослеживание движущихся объектов затруднено. В связи с чем, определение глубины, удаленности, протяженности, объемности значительно страдает.
По статистике Министерства здравоохранения, из 10 недоношенных детей выживают 8, однако раннее рождение приводит к атрофии сетчатки, поэтому детские афтольмологи в настоящее время, говоря о незрелости сетчатки, решают вопрос о сохранении детского зрения [11].
Таким образом, рассматривая структуру зрительного дефекта можно сделать вывод, что все наследственные и органические поражения требуют не только медицинского лечения, но социально-психологического толкования с целью определения его истиной роли в развитии ребенка. Хотелось бы привести высказывание Л.С. Выготского: «Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно, через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть психологическая самооценка собственной социальной позиции» [18]. Поэтому, чтобы чувство малоценности не преобладало, необходимо раскрывать в ребенке возможности преодоления зрительного дефекта.
1.2 Актуальные проблемы детей с нарушением зрения
Снижение зрения, а особенно слепота, оказывают значительное негативное влияние на все стороны жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрения в раннем возрасте приводит к физической и социальной дезадаптации, отклонениям в психическом развитии. Нефедовской Л.В. и Винярской И.В. было проведено социологическое исследование с целью выявить особенности качества жизни слабовидящих детей, обучающихся в специальных учреждениях, по сравнению со здоровыми детьми. Были обследованы 64 учащихся специальной коррекционной школы и 78 воспитанников школы-интерната Республики Татарстан возрастных групп 8-12 и 13-18 лет. Инструментом исследования послужил общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory — PedsQL 4.0, русская версия. Данный тест измеряет, на сколько процентов удовлетворяется тот или иной аспект качества жизни. В тесте, ориентированном на детскую выборку, выделяется 4 аспекта:
— Физическое функционирование — способность к самообслуживанию, мобильность, общее физическое состояние.
— Эмоциональное функционирование — чувство самоуважения, оценка личностных перспектив, общее эмоциональное функционирование.
— Социальное функционирование — включает в себя выполнение социальных ролей, близкие личные взаимоотношения индивида, возможность оказывать, поддержку другим, получать поддержку от окружающих, участие в общественной жизни.
— Школьное функционирование — адаптация ребенка в школе.
В результате исследования установлено, что качество жизни слабовидящих детей ниже, чем их здоровых сверстников (таблица 1) [15].
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что качество жизни слабовидящих детей независимо от места обучения достоверно ниже, чем детей без нарушений зрения, по всем аспектам.
Таблица 1 — Уровень качества жизни слабовидящих и здоровых детей
Аспект качества жизни |
8-12 лет |
13-18 лет |
|||
Слабовидящие дети |
Здоровые дети |
Слабовидящие дети |
Здоровые дети |
||
Физическое функционирование |
69,4 |
82,8 |
77,4 |
84,0 |
|
Эмоциональное функционирование |
61,8 |
71,9 |
67,6 |
71,2 |
|
Социальное функционирование |
68,0 |
83,0 |
78,9 |
88,7 |
|
Школьное функционирование |
63,9 |
72,2 |
58,8 |
70,9 |
|
Общий балл |
66,4 |
78,4 |
71,7 |
79,5 |
Исключение составляет лишь эмоциональное функционирование у подростков 13-18 лет, которое, по всей видимости, у слабовидящих детей этого возраста нарушается в меньшей степени, чем остальные аспекты качества жизни. В группе детей 8-12 лет с нарушениями зрения в большей степени по сравнению со здоровыми детьми страдали такие параметры качества жизни, как физическое и социальное функционирование, у подростков 13-18 лет — социальное и школьное функционирование.
По мнению Петровой В.Г. и Беляковой И.В. у детей с нарушением зрения наблюдаются:
а) ряд достаточно резко выраженных специфических особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений;
в) отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды [17].
Таким образом, к числу основных задач, решаемых специалистом социальной работы при работе с данной категорией клиентов, относятся следующие:
— разработка различных технологий работы как со слабовидящими детьми, так и непосредственно с их семьей; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении, интеграции в общество, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;
— обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения и адаптации слабовидящих детей;
— разработка специальных технических средств, помогающих детям с нарушением зрения более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;
— нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в социальной среде — в семье, в учебных и трудовых коллективах.
2. Технологии социальной работы со слабовидящими детьми
2.1 Традиционные технологии
Социальная работа со слабовидящими детьми представляет собой отдельный элемент в структуре деятельности специалиста по социальной работе и входит в качестве обязательного компонента реабилитации детей с врожденными пороками развития и их семей. Таким образом:
Объект социальной работы со слабовидящими детьми: клиенты
и их семьи;
Предмет: проблемы, затрудняющие нормальное функционирование семей в связи с рождением слабовидящего ребенка, и методы их разрешения;
Цель социальной работы: содействие успешной адаптации семьи к ситуации рождения и воспитания ребенка с хронической патологией, в содействии полноценному развитию слабовидящих детей, включая оставшихся без родителей, воспитывающихся в государственных детских учреждениях.
Рассматривая разнообразие социальных технологий, используемых
при работе со слабовидящими детьми, можно выделить их
классификацию (рисунок 1) [5].
1. Деятельность социального работника в системе образования слабовидящих детей.
Система образования в специальных (коррекционных) учреждениях направлена на преодоление последствий нарушений зрения, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. Однако многие отечественные ученые (В.И. Руднев, Ф.И. Шоев и др.) отмечают негативные моменты обучения слабовидящего ребенка в условиях специализированных учреждений. Изолированность данных учреждений приводит к исключению ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей, а тепличная атмосфера специально-организованного социума — к искажению личностного развития ребенка. Поэтому приоритетным направлением в работе социального работника в специальных учреждениях является адаптация и интеграция слабовидящих детей в социум [16].
Игровая терапия |
|
Социальная работа на дому |
|
Комплексная реабилитация |
|
Туризм как средство реабилитации |
|
Образование |
|
Формирование навыков самообслуживания |
|
Физическая культура, спорт |
Рисунок 1. Классификация технологий социальной работы со слабовидящими детьми по степени новизны
Особенности адаптации слабовидящих детей проявляются в следующих аспектах. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.
Зрение остается у слабовидящих детей ведущим анализатором, но их зрительное восприятие отличается узостью обзора и снижением точности, из-за чего у таких детей возникают трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе эти дети быстро утомляются, что вызывает снижение умственной и физической работоспособности (таблица 2).
Таблица 2 — Уровень зрительной работоспособности у здоровых и слабовидящих детей, %
Нормально видящие |
Слабовидящие |
||
Миопия |
Гипермиопия |
||
100 |
90,7 |
78,3 |
Слабовидящим детям необходимо постоянное консультирование в офтальмологической клинике, правильный подбор оптических средств коррекции, дозирование учебной нагрузки.
Существенное значение имеет и компенсация функций поврежденного органа за счет деятельности других анализаторов. Но все же компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, где сам процесс образования направлен на максимальное развитие каждого слабовидящего ребенка. Активное участие в организации учебного процесса принимает и социальный работник. Ниже приводятся основные направления социально-педагогической деятельности, рекомендуемые социальному работнику, работающему в специальном образовательном учреждении для слабовидящих детей (данный перечень составлен на основе прохождения практики в Ассоциации «Интеграция»).
1. Социальный работник проводит диагностику каждого слабовидящего ребенка. При работе с такими детьми ему необходимо владеть целым комплексом социологических, психологических, педагогических и медицинских методов исследования. В результате социально-психологической диагностики распознаются характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями. Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение проблемы его социальной адаптации.
2. На основании результатов социально-психологической диагностики социальный работник совместно с психологом и родителями составляет индивидуальную программу для каждого слабовидящего ребенка, где учитываются уровень его возможностей, его желания и интересы.
3. Социальный работник осуществляет регулярный контроль над соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Все окружающие взрослые должны быть им подготовлены и реально участвовать в решении общеобразовательных задач и за пределами образовательного учреждения. Социальная адаптация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически слабовидящий ребенок нуждается в помощи на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом задачи процесса социальной адаптации и коррекции будут принципиально меняться.
4. Также социальный работник занимается разработкой специальных тренингов для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив и т.д.
5. Социальный работник организует мероприятия, направленные на социальную адаптацию, на уровне района, привлекая к сотрудничеству другие образовательные учреждения.
Совокупность этих направлений формирует систему социально-педагогической работы со слабовидящими детьми. Ведь только в результате специально организованной и целенаправленной деятельности социального педагога дети с нарушениями зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия в жизни общества.
2. Формирование навыков самообслуживания
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с нарушением зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов социальной работы и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения является для них и их родителей жизненной необходимостью. Цель социальной работы в этом направлении — помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни [22].
Моржина Е.В. разработала целую программу, благодаря которой специалист социальной работы совместно с родителями может достигнуть высоких результатов при обучении слабовидящих детей навыкам самообслуживания.
Выделяются следующие формы работы:
— индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
— групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Количество детей в одной группе — от 5-6 человек. Такой количественный состав позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во время групповой работы. Состав детей в группе в течение года, как правило, не меняется.
Решать отдельные задачи по обучению навыкам можно начинать с раннего возраста. В этом случае родители будут заниматься дома, а социальный работник — осуществлять контроль за прохождением программы.
Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, — 30 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Работа с родителями:
— создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);
— обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;
— заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка;
— определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага;
— практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
— обсуждение результатов работы совместно с родителями. [13]
При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную дефицитарность. При работе со слабовидящими детьми необходимо четко структурировать пространство, использовать предметное расписание (ячейки с различными предметами-символами, обозначающими предстоящее занятие). [6]
При работе над формированием навыков самообслуживания у слабовидящих детей могут возникнуть специфические трудности, которые необходимо решать и корректировать своевременно (таблица 3).
Таблица 3 — Основные проблемы и их решение при работе над формированием навыков у слабовидящих детей (Моржина Е.В.)
Основная проблема |
Пути коррекции |
|
Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. |
Постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий. |
|
Низкая мотивация ребенка |
Создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки и т.д.) и пойдем пускать пузыри». Социальный работник ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами. |
|
Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам |
Построение четких границ:а) пространственныхб) временных |
3. Физическое воспитание, спорт.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей — одно из самых важных средств их всестороннего развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание в адаптационном процессе для этого контингента инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом развитии. Одной из основных задач этого процесса является коррекция физического развития.
Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются на работе кардио-респираторной и других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального развития детей. Учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений [19].
Физкультурно-оздоровительные занятия со слабовидящими детьми должны, прежде всего, способствовать:
— Овладению навыками ориентировки в пространстве;
— Укреплению здоровья;
— Повышению уровня физического состояния;
— Коррекции физического развития;
— Ликвидации скованности в движениях;
— Тренировки координационной точности в движениях;
— Воспитанию чувства ритма и равновесия.
Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
Теория и методика адаптивного физического воспитания в настоящее время развивается в двух направлениях [8]:
— обобщается опыт работы с инвалидами, и в этом направлении имеются свои достоинства, успехи, история;
— ведется экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической (двигательной) реабилитации.
Таким образом, анализ данных специальной литературы свидетельствует о повышении интереса исследователей к проблеме физической реабилитации инвалидов по зрению. Однако до сих пор в России действует малообоснованная программа по физическому воспитанию учащихся специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих. Крайне ограничен круг методических пособий, разработок и рекомендаций по методике проведения различных форм занятий физическими упражнениями для детей с патологией зрительного анализатора разной степени тяжести, разного возраста, с разным уровнем физического состояния.
2.2 Современные технологии
В последние годы Россия сталкивается с все больше числом врожденных нарушений зрения у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и дети имеют и другие аномалии развития, такие, как врожденный порок сердца, нарушения моторики и др. В связи с этим необходимость совершенствования и повышение эффективности используемых технологий социальным работником становится актуальным. Так же, развитие теории социальной работы, а так же качества государственной социальной помощи в стране основывается на совершенствовании технологической базы. Технологии социальной работы со слабовидящими детьми не являются исключением.
1. Игровая терапия.
Игровая терапия-это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе игротерапии лежит то, что игра оказывает сильное влияние на личностное развитие. Цель использования игротерапии — это не менять и не переделывать ребенка. Не учить его каким-то специальным навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого [23].
А.М. Савинова в своем докладе «Игротерапия, как ведущее средство формирования и коррекции личностного развития дошкольников с нарушением зрения» предлагает следующие элементы коррекционно-педагогической
работы [2]:
Первый раздел: работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей, повышение уверенности в себе (я — лев, подари карточку, ладошки, похвалилки, зайки и слоники, за что меня любит мама, цветок достижений, я очень хороший)
Второй раздел: развитие воображения у детей, фантазии, творческого потенциала (кляксы, на что похоже, чего общего, я животное).
Третий раздел: направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Четвертый раздел: направлен на формирование и развитие самосознания и половозрастной идентификации
Все занятия, проводимые с детьми, включают в себя определенные составные элементы (схема 2).
РАЗМИНКА |
|
Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение |
ПРИВЕТСТВИЕ |
|
Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия |
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение конкретных задач программы |
Рисунок 2 — Составные элементы занятия по игротерапии для слабовидящих детей (Савинова А.М)
Игротерапия является наиболее эффективной при работе именно с детьми, так как ведущей познавательной деятельностью в данном возрасте является игра.
2. Туризм как средство реабилитации
Для детей, имеющих нарушение зрения, в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы [3]:
— оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;
— изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;
— изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого объекта воздействия — в роль активного субъекта взаимодействия);
— взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;
— изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;
— повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;
— расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).
Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушением зрения.
Таким образом, цель социальной работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности — интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Исходя из цели, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации слабовидящих детей и их последующей интеграции в общество.
2.2 Социальный проект «Кино для каждого»
Тип проекта: комплексный социальный проект
Бюджет проекта: 3 084, 5 рублей
Сроки реализации проекта: ноябрь-декабрь 2013
Целевая группа проекта: слабовидящие дети, проходящие курс обучения в коррекционной группе детского центра в ассоциации Интеграция, а так же их родители.
Проект разработан для социальной общественной организации Ассоциация «Интеграция», занимающейся социальной реабилитацией, интеграцией и адаптацией детей с нарушением зрения. Проект основан на использовании фильмов с целью усвоения детьми с нарушением зрения общественной культуры, которая считается для них традиционно недоступной в связи со спецификой дефекта. Принятие ребенком общественной культуры повышает эффективность его дальнейшей интеграции, снижает культурный барьер между ним и его сверстниками, сглаживает эффект «отчужденности».
Проблема, на решение которой направлен проект
Слабовидящие дети — дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт, нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке. В связи с этим, общественная культура, ориентированная на здоровых людей, становится недоступной для детей с данной патологией. Согласно социологическому исследованию, проведенному на базе Ассоциация «Интеграция» (n=10), 100% респондентов не посещают кинотеатр со слабовидящим ребенком, либо очень редко. 70% исследуемых считают, что их детям хватает телевизора, 20% респондентам не хватает свободного времени для посещения кинотеатра, 10%- испытывают финансовые сложности. Однако, 100% респондентов смотрят мультфильмы с ребенком каждый день как с помощью телевизора, так и DVD-носителей. Однако стоит учитывать тот факт, что лицам с нарушением зрения сложнее воспользоваться достижениями киноискусства и телевидения. Немые сцены, невербальный звук, обманные действия героев и т.п. слишком часто исключают для слабовидящего ребенка возможность составить для себя законченное представление не только о событиях, о сюжете, но и о самом кинофильме, если кто-либо не объяснял ему происходящее во время киносеанса или после него.
Проект основан на желании пояснить детям с нарушением зрения происходящее на экране. Нарастающий объём визуальной информации на телеэкранах, в кинозалах, на концертных площадках, на DVD-носителях, художественных выставках сегодня давит своей массой, но она ориентирована только на зрячую аудиторию, хотелось бы сделать эту информацию доступной и для детей с нарушением зрения.
К тому же, по данным того же социологического исследования 100% родителей, участвующих в опросе, испытывают чувство усталости и желание отдохнуть, у 50 процентов родителей присутствуют признаки эмоционального выгорания.
Новизна проекта.
Проект представляет собой семейный киноклуб, основанный на просмотре мультфильмов, транслирующих основные ценности, нормы, паттерны поведения, необходимые для эффективной социальной адаптации, с последующим его обсуждением и закреплением эффекта запоминания с помощью арт-технологий.
Цель проекта: способствовать формированию навыков в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды у слабовидящих детей
Задачи проекта:
1. Усвоение ребенком социальной культуры.
2. Повышение рефлексивных и коммуникативных навыков участников проекта.
3. Развитие психоволевого потенциала у детей.
4. Развитие творческого мышления и воображения.
5. Улучшение детско-родительских отношений.
Методы реализации проекта.
В разработанном нами проекте используются следующие методы работы:
1. Просмотр тематических фильмов «Моя коллекция мультфильмов» с использованием техники тифлокомментирования.
2. Обсуждение полученных впечатлений от просмотра фильма между участниками проекта.
3. Создание коллекции поделок «Мои герои» на занятиях по арт-терапии.
4. Домашнее задание для участников проекта, включающее в себя повторный просмотр фильмов и разучивание песен.
Таким образом, при грамотном и четком использовании методов проекта можно существенно повысить эффективность в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды у слабовидящих детей. Взаимосвязь между методами проекта подробнее представлена в приложении Б, описание структуры занятий по арт-терапии представлены в приложении В, тифлокомментарии к мультфильмам — приложение Г.
Проект будет считаться реализованным в результате выполнения запланированных мероприятий.
Календарное планирование проекта «Кино для каждого»
№ п.п. |
Вид деятельности/ Мероприятие |
Сроки проведения |
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
|||
1. |
Привлечение волонтеров к проекту |
1-12 ноября |
|
2. |
Информирование клиентской группы, на которую ориентирован проект |
12-18 ноября |
|
3. |
Печать методических пособий для родителей по просмотру фильмов со слабовидящими детьми |
18-20 ноября |
|
4. |
Подготовка раздаточного материала |
20-22 ноября |
|
5. |
Подготовка зала к проведению кинопоказа «Моя коллекция мультфильмов» |
25 ноября |
|
6. |
Подготовка зала к занятиям по арт-терапии «Мои герои» |
26 ноября |
|
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
|||
Проведение показов серии фильмов в рамках клуба «Моя коллекция фильмов» |
|||
1 |
Первый мультфильм: «Волк и семеро козлят на новый лад» |
2 декабря |
|
1.1 |
Обсуждение полученных впечатлений от мультфильма. Домашнее задание: разучить песенку, повторный просмотр мультика |
2 декабря |
|
1.2 |
Занятие по арт-терапии «Мои герои». Поделка «Козленок» |
5 декабря |
|
1.3 |
Совместное исполнение песенки из мультфильма |
5 декабря |
|
2. |
Второй мультфильм «Мама для мамонтенка» |
9 декабря |
|
2.1 |
Обсуждение полученных впечатлений от мультфильма. Домашнее задание: разучить песенку, повторный просмотр мультика |
9 декабря |
|
2.2 |
Занятие по арт-терапии «Мои герои». Поделка «Цветочек для мамы» |
12 декабря |
|
2.3 |
Совместное исполнение песенки из мультфильма |
12 декабря |
|
3. |
Третий мультфильм: «Песенка мышонка» |
16 декабря |
|
3.1 |
Обсуждение полученных впечатлений от мультфильма. Домашнее задание: разучить песенку, повторный просмотр мультика |
16 декабря |
|
3.2 |
Занятие по арт-терапии «Мои герои». Поделка «Строим домик» |
19 декабря |
|
3.3 |
Совместное исполнение песенки из мультфильма |
19 декабря |
|
4 |
Четвертый мультфильм: «Мой друг зонтик» |
23 декабря |
|
4.1 |
Обсуждение полученных впечатлений от мультфильма. Домашнее задание: разучить песенку, повторный просмотр мультика |
23 декабря |
|
4.2 |
Занятие по арт-терапии «Мои герои». Поделка «Мой друг — зонтик» |
26 декабря |
|
4.3 |
Совместное исполнение песенки из мультфильма |
26 декабря |
|
5. |
Совместное чаепитие «У самовара» |
26 декабря |
|
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА |
|||
1. |
Написание отчета о проведении проекта «Кино для каждого» |
27-31 декабря |
|
2. |
Анализ полученных результатов |
27-31 декабря |
Заключение
Слабовидящие дети — это дети, обзор окружающей действительности у которых сужен, замедлен и неточен. Для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений; замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве. Поэтому, оказываясь в обществе, они нуждаются в помощи не только тифлопедагога, но и специалиста социальной работы.
В соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
1. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С. Выготский. Он первый высказал предположение о том, что на психику слабовидящего влияет не только дефект, но и социальный фактор;
2. Основной проблемой слабовидящих детей является низкий уровень качества жизни, который включает в себя физическое, школьное, эмоциональное и социальное функционирование. Особенно страдает социальное и школьное функционирование;
3. Технологии социальной работы со слабовидящими детьми можно разделить по степени новизны на современные и традиционные;
4. Специфика технологий социальной работы со слабовидящими детьми состоит в том, что они направлены на социальную адаптацию детей, так же работа происходит при непосредственном включении в процесс родителей ребенка;
5. Для получения полноценного, максимально эффективного результата, работа по социальной адаптации и интеграции слабовидящих детей должна быть своевременной и комплексной;
Библиографический список
1. Аветисов Э.С, Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии/ Медицина, 1987
2. Актуальные проблемы обучения и оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения): методическое пособие для педагогов и родителей/ Областной центр диагностики и консультирования, 2013. — 120 с.
3. Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. — М., 1999. — 132 с.
4. Боскис P.M. Основы обучения и воспитания аномальных детей/Р.М. Боскис, Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1965. С. 103-104.
5. Визуальный профиль и международный опыт реабилитации и образования людей с нарушениями зрения: сборник материалов третьей международной научно-практической конференции, 12-14 марта 2010 г., Пермь, Россия/[науч. ред. А.К. Колесников], 2010. — 219 с.
6. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школа-Пресс, 2001.
7. Дружинина Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушением зрения/ Л.А. Дружинина, 2007.
8. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория ипрактика физической культуры. — 1998. — №1.-С. 2-7
9. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХв./ Х.С. Замский, 2008
10. Бюрклен К. Психология слепых /Москва-Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. — 261 с.
11. Малиновская Н.Д. Психология развития незрячих и слабовидящих людей // 2001 г.
12. Маляренко Т.Н. Хватова М.В./ Развитие функций мозга ребенка сенсорными притоками: монография. — Тамбов 1998 — 95 с.
13. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома — М.: Теревинф, 2006. — 40 с.
14. О детях с глубокими нарушениями зрения / А.Н. Гнеушева // Дефектология: научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. — 1984. — №3 1984. — с. 85-92.
15. Особенности качества жизни слабовидящих детей / Нефедовская Л.В.,
Винярская И.В. // Общественное здоровье и здравоохранение/ 2008. — №1. С. 32-35
16. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. — М., 1988.
17. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — c. 4-39
18. Семенов Л.А., Никитин В.И. Анализ урока физической культуры в школе слепых и слабовидящих детей. — Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста, 1983, С. 68-71
19. Социально-педагогический опыт коррекционной работы с детьми дошкольного возраста/ методическое пособие [сборник]: 2012. — 95 с.
20. Физический статус и педагогические аспекты оздоровления школьников с. нарушением зрения: монография/ [Н.В. Павлов, Л.С. Герман, Ю.В. Шкляев и др.], 2005. — 215 с.
слабовидящий воспитание ребенок самообслуживание
21. Хрестоматия по дисциплине социальная реабилитация детей с тяжелыми нарушениями зрения / сост: Старшинова А.В, Ерина Е.Л. — Екатеринбург, 2007 г.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд.-
М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с