Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх является проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями в высшей нервной деятельности, влияет на пульс и скорость дыхания, показатели артериального давления и секрецию желудочного сока. В самой общей форме эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Есть 2 угрозы, которые имеют универсальный характер и в то же время являются фатальными в их результате. Это смерть и крах ценностей жизни, которые выступают против таких понятий, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но в дополнение к экстремальным выражениям страх всегда подразумевает реальную и мнимую опасность.
Распространены внушённые детские страхи. Источником этих страхов являются взрослые, дети, которые их окружают (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые невольно заражают ребенка страхом, настаивая на неоправданной настойчивости в отношении опасности.
В результате ребенок воспринимает только вторую часть предложений как: «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребенок все еще не понимает, что угрожает, но он уже осознает тревогу и, конечно же, испытывает страх. Страх укоренился и распространился на исходные ситуации [22].
Внушенные страхи включают также и страхи, возникающие у чрезмерно тревожных родителей. Беседы при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, парализуют её. Все это дает основания говорить о рефлекторном характере страха, даже если ребенок пугается (содрогается) от неожиданного стука или внезапного шума, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Такая комбинация запечатлена в памяти в виде определенного эмоционального отпечатка и теперь невольно связана с каким-либо внезапным звуковым воздействием.
Страхи детей, если к ним правильно относиться, понимать причины их возникновения чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются долгое время, то это признак проблем, это говорит о физической и нервной слабости ребенка, о неправильном поведении родителей, о конфликте в семье.
В отличие от многих других проблем детства, некоторые специалисты часто с полной уверенностью говорят, что опасения детей связаны с возрастом. На самом деле это очень серьезная социальная и педагогическая проблема. Ребенок растет, страхи растут вместе с ним. Они размножаются, они становятся агрессивными, они пожирают душу ребенка. С одной стороны, страх может спасти его от безудержных и рискованных действий, а с другой: длинные и постоянные страхи препятствуют развитию личности, препятствуют творческой энергии и способствуют формированию неопределенности и беспокойства [24].
Нестабильность нашей жизни, затраты на воспитание детей в семье, детский сад и множество других факторов являются причинами возникновения страха у современных детей. В каждом возрасте есть так называемые информационные страхи, которые появляются в результате развития интеллектуальной сферы и воображения ребенка.
В благоприятных обстоятельствах жизни такие страхи исчезают, но в неблагоприятных социально-педагогических условиях детские страхи создают множество адаптивных, невротических, личных и других проблем. Чтобы влиять на ребенка, помочь ему избавиться от своих страхов, педагогам также нужно знать, что такое страх, какую роль он играет, причины их появления и развития, какие дети больше всего боятся и почему.
От переживания страха нужно различать состояние тревоги. В отличие от страха, беспокойство — это опыт отдаленной и неопределенной опасности. Неопределенность — не столько источник беспокойства, сколько способ избежать этого опыта или как устранить источник, который его вызывает, а скорее характеризует чувство тревоги.
В страхе и беспокойстве присутствует общая эмоциональная составляющая в форме чувств возбуждения и беспокойства, то есть в обоих терминах отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от ментальной структуры человека, жизненного опыта, отношений с педагогами и сверстниками, может испытывать беспокойство и страх. Точка привязанности к страху и тревоге — это чувство беспокойства. Это проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит правильных слов, чтобы ответить на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто останавливается. Он может делать много ненужных движений, или наоборот, он неподвижен.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение беспокойства конкретным и объективированным образом, если чувства не пропорциональны опасности, а беспокойство длится долго. Если ребенок начинает бояться простого факта появления страха, то возникает высокий уровень беспокойства, часто непомерное, потому что он боится, или, скорее, он боится всего, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [23].
Тревога различается как эмоциональное состояние и как стабильная особенность, индивидуальная психологическая характеристика, которая проявляется в склонности к частым переживаниям интенсивного беспокойства.
Сказкотерапия как средство коррекции страха
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.