Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Систематизация законодательства

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По ряду причин, прежде всего политического характера, в конце 1920-х гг. работа над сводом законов была прекращена. Однако сама концепция двухэтапной систематизации: отбор и распределение по предметному принципу действующих законов, а затем их существенная переработка, оставалась востребованной до конца советского периода.

1.2 Проблемы систематизации законодательства советского периода

Подготовка и издание систематических собраний законодательства и 1920-х, и 1970–1980-х гг. рассматривались как необходимый этап к созданию Свода законов. Однако выпуск томов Свода законов СССР и Свода законов РСФСР в конце 1970-х – середине 1980-х гг. не решил проблему систематизации отечественного законодательства. Его быстрое обновление в связи с начавшими политическими преобразованиями, а также внедрение информационных технологий перевели Своды законов из категории актуальных собраний в категорию исторических источников.
После образования СССР принципиально не менялась модель структурирования накопленного законодательного массива, а именно обработке подвергалось отдельно союзное законодательство и отдельно республиканское законодательство, что соответствовало федеративной природе Советского государства, закреплённой в Конституции СССР 1924 г., а затем в Конституции СССР 1936 г. Начиная с 1920-х гг. в отраслевом законодательстве сложилась форма сочетания общесоюзного и республиканского начала, которая заключалась в издании союзных основ законодательства и базирующихся на них республиканских кодексах. Апробированная первоначально на отдельных отраслях (уголовном праве, земельном праве и др.), она оценивалась как перспективная и поэтому планировалась к распространению на те отрасли, по которым уже имелись республиканские кодексы. Многослойность законодательства, обусловленная сложной государственно-правовой природой Советского государства, оценивалась как специфическая особенность, серьёзно влиявшая на проведение его систематизации. Единственная попытка кардинально пересмотреть модель советского законодательства, отражавшую федеративное устройство государства, была предпринята в период тоталитаризма.
С началом либерализации общественных отношений в конце 1950-х гг. проблема соотношения союзного и республиканского правового регулирования и, соответственно, оформления соответствующей иерархии источников права получила новое звучание.
Если в 1930-е гг. приоритет отводился союзному регулированию, то теперь восстанавливались и расширялись права союзных республик. Повышалась их самостоятельность в сфере управления народным хозяйством,
планирования, установления административно-территориального устройства, распоряжения бюджетными средствами. В 1957 г. в ведение союзных республик были переданы вопросы законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов. Однако вопрос о разграничении законодательных полномочий между Союзом и республиками по-прежнему вызывал неоднотипные решения и различные интерпретации. Во-первых, большинство отраслей, подвергшихся интенсивной кодификации (например, гражданское право), регулировало отношения, находившиеся в сфере совместного ведения Союза и республик. Во-вторых, политическую и юридическую базу при рассмотрении возникающих проблем справедливо искали в конституционных нормах.
Но Конституция СССР 1936 г. и логически связанные с ней конституции союзных республик, считались документами иного исторического периода, а подготовка нового основного закона затягивалась. В целом, можно признать, что при систематизации законодательства был найден разумный баланс интересов субъектов федеративного государства и внедрена адекватная политическим и правовым реалиям схема упорядочения законодательства.
Так, применительно к гражданскому праву эту схему одобрили и описали известные цивилисты О. С. Иоффе и Ю. К. Толстой. Рассматривая систематизацию как сочетание инкорпорации и кодификации, включая в комплекс базовых отраслевых актов союзные Основы и республиканский кодекс, они считали следующей задачей создание «свода гражданских законов как составной части свода законов Союза СССР и союзных республик».
Таким образом, обращение и проблемам систематизации законодательства в конце 1950-х гг. сначала привело к восстановлению теоретического и практического инструментария, накопленного в 1920-е гг. Реанимировалась прежняя схема последовательности работ и достижения результатов – от основ союзного законодательства по каждой отрасли к республиканскому кодексу, а затем к союзному и республиканскому сводам законов. Реализация намеченного план продолжалась до конца советского периода и прекратилась в конце 1980-х г. в связи с быстрым обновлением законодательства. С изданием Свода законов СССР и Свода законов РСФСР планировалось достичь упорядочения и единства действующего советского законодательства. Однако в полном объёме цель – создание Свода законов Советского государства – не была достигнута.
Дискуссии о необходимости Свода законов России, его юридическом значении продолжаются до настоящего времени.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.