По мнению Е.А. Еленевской, следует выделять такие формы внутреннего контроля, как: внутренний аудит и структурно-функциональную форму внутреннего контроля [14, с.129]. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности управленческой структуры, организационно-правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства предприятия к контролю.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным (холдинговым объединениям или транснациональным корпорациям) некоторым средним организациям, в основном обладающими следующими особенностями [14, с.136]:
наличием иностранного капитала;
усложненной организационной структурой;
многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
разнообразием видов деятельности;
стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Во многих организациях нет отдела (сектора, бюро, группы и т. п.) внутреннего аудита и ревизионной комиссии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица [9, с.55]. Данная форма, соответствующая требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» [4], должна применяется всеми организациями.
Внутренний контроль осуществляется определенную организованную систему действий, которая целостно связана с управлением, с помощью функции контроля заблаговременно предупреждает, первой сигнализирует об угрозах и является механизмом самообороны и эффективным инструментом совершенствования всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Функции контроля – это выявление фактического состояния дел, сопоставление изученной деятельности, проведение мероприятий для устранения выявленных нарушений [18, с.17].
Исследованию функций контроля посвящено немало работ отечественных и зарубежных ученых. Некоторые авторы разделяют функции контроля на общие, или главные (отражающие содержание самого процесса контроля) и специфические (отражающие проверку различных объектов) [9;15;27].
Общие и специфические функции контроля взаимосвязаны: общие не могут осуществляться сами по себе, без взаимосвязи с каким-либо объектом управления, а любая специфическая функция контроля какого-либо объекта может быть осуществлена только с помощью общих функций.
С.Н. Орлов [21, с.89] отмечает, что контроль на всех без исключения предприятиях должен выполнять 6 функций: наблюдение; выявление нарушений и отклонений; предупреждения нежелательных последствий отклонений; профилактика нарушений и отклонений; контроль исполнения; побудительную функцию.
Проанализировав приведенные классификации возможно сделать вывод, что большинство авторов разделяют функции контроля на информационную, профилактическую, инструктивное и охранную.
Точно согласиться или вообще не согласиться с мнением ученых по определению функций контроля мы не можем. Функции внутреннего контроля должны формироваться в зависимости от концептуальных основ подсистемы внутреннего контроля, которые разрабатываются на каждом предприятии с учетом его специфику. По нашему мнению, среди основных функций внутреннего контроля можно выделить информационную, корректирующую, превентивную, диагностическую, коммуникационную, координационную и функцию оценки (рис. 1.3).
Система внутреннего контроля и контроллинга на предприятии
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.