Законодательство не может жить вне права, но часто содержание законов может возражать общеправовым нормам (законодательство тоталитарных стран). Тогда право, получая свое формально-юридическое закрепление в работающем законодательстве, не может быть отмечено только формальными источниками. Дозволительный тип правового регулирования, в базис которого закладываются принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», полагает, что контроль закона является только частью устройства правового воздействия. Тогда, право есть большая категория чем свод законов.
Строгое владение соотношением системы права и системы законодательства содействует увеличению действенности процесса правового регулирования и является важным условием оптимизации взаимодействия государства и права.
Появление, изменение, прекращение правоотношений регламентируется большим числом нормативно-правовых актов. Чтобы упростить ход применения этих актов и улучшить результативность правового регулирования, необходимо классифицировать законодательство, дать ему ясный структурированный характер.
Группирование законодательства– это работа компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов для удобства пользования ими на практике, ликвидации вероятных противоречий, неточностей, недостатков и, улучшения системы законодательства в целом.
Установление классификационных единиц в законодательстве важно для:
формирования и улучшения законодательства.
Верного понимания нормативно-правовых актов.
Убыстрения розыска необходимого нормативного материала.
Ликвидации противоречий, неточностей.
Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.
Смысл введения классификационных единиц в законодательство усилении результативности правотворческой работы и обеспечении качественного исполнении правовых норм в наилучшие сроки.
Типами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.
Кодификация — самая непростая форма систематизации, отражающая целенаправленную работу компетентных госорганов, нацеленную на качественную переработку работающего законодательства посредством обобщения систематизируемых актов, вычленения из них более всего значимых позиций и принципов, ликвидации повторов, неточностей, противоречий, др. Итогом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта, в который включатся все взятые для классифицирования нормативные акты.
В ходе кодификационной работы делается качественная переработка работающих правовых норм, а в некоторых случаях формируются новые нормы права. Обычно кодифицированные акты характеризуются значительным объемом, большой юридической целостностью и внутренней слаженностью, константностью, устойчивостью, важностью контролируемых общественных отношений и скрупулезной подготовкой проекта.
В Российской Федерации с кодификацией близко стоит вопрос унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, др.). В этой области стоит цель уменьшения числа актов, увеличения слаженности актов, принимаемых разнообразными госорганами, понижения количества форм, в которых публикуются такие нормативно-правовые акты.
Инкорпорация – это систематизация законодательства с помощью соединения исходного нормативного материала в различных типах сборниках.
В ходе инкорпорации классифицируемые акты не изменяются. В отличии от кодификации, итогом которой является возникновение нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для классификации нормативные акты, инкорпорация не дает возможность утраты персональной юридической силы актами, соединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является независимым источником права.
Определяясь субъектами, выполняющими инкорпорацию законодательства, выделяют официальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация исполняется от имени государства определенными госорганами. На официальные инкорпорированные сборники, включающие те или иные нормативно-правовые акты, необходимо ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной работы. Образцами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.
Неофициальная инкорпорация производится для выполнения персональных или корпоративных интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не обладают юридической силой. Ссылки на них в публикуемых документах запрещаются. Образцы неофициальной инкорпорации — Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера, др.
Инкорпорация различается от кодификации:
1. Инкорпораци – константный процесс упорядочения работающего законодательства, не изменяющий его содержания. Кодификация же, напротив, исполняется периодически, её количество зависит от вновь созданного архива нормативного материала и важности его исчерпывающей переработки и слияния по некоторым отраслям.
2. Итогом инкорпорации может быть сборник выпущенных в различное время нормативно-правовых актов, текст которых достоверно воспроизводит официальный источник, при этом сам сборник не может быть самостоятельным источником права. Кодификацию заканчивает новый по форме и по содержанию правовой акт, являющийся независимым источником права.
Консолидация есть вид систематизации, в котором совмещаются специфические черты кодификации и инкорпорации. В ходе консолидации формируется новый источник права – консолидированный акт, что является основанием кодификации. Так же, акты, связываемые в рамках консолидированного акта, не лишаются индивидуальной юридической силы – характерная черта инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В это время в качестве лишнего раздела в Конституцию был включен Федеративный договор (31.03.1992).
Учет — примитивная форма систематизации, значение которой состоит в классификации имеющейся информации и группировке материалов в особые предметные блоки. Учет происходит составлением алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; др..
Система современного российского законодательства
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.