Конституции исламских государств, как правило, закрепляют положение об обязательном соответствии законодательства этих государств нормам религии. Нормы уголовного права должны быть применимы так, как это требуют основы ислама, а наказания за преступления обязательно регламентируются законом, основанном на нормах шариата. Впрочем, в исламских государствах данное правило действует абсолютно для всех уголовно-правовых актов. В Саудовской Аравии действует уголовная ответственность за такие преступление как употребление алкоголя, требование выкупа за кровь, прелюбодеяние и другие составы преступлений.
Источники уголовного права мусульманских государств обладают такой особенностью как двойственность, то есть право регламентируют как законодательные источники, так и доктринальные источники исламской веры. Доктриной ислама имеют право заниматься только высшие религиозные деятели.
Традиционно исламское уголовное право включает несколько религиозных источников: Коран, Сунну, кияс, иджму и урф.
Коран – основной религиозный источник исламской веры. Он содержит проповеди, установления, молитвы, притчи Магомета, которые были записаны его ближайшими последователями.
Сунна – это сборник рассказов (хадисов) последователей Пророка о его поступках в тех или иных ситуациях.
Кияс – имеющее силу закона толкование Корана и Сунны, которое дает высшее духовенство в отношении конкретного правового случая.
Иджма является соглашением между мусульманскими правоведами, которое регулирует вопросы, не затронутые Кораном и Сунной. Оно может изменяться со временем.
Урф – традиционное обычное право мусульманских народов, которое содержит их обычаи.
Для исламского права такие источники как Коран и Сунна являются первичными религиозными источниками, а остальные производны от них. К тому же не все мусульманские государства признают их источниками права. Урф применяют далеко не все государства. В пример урфа можно привести обычай кровной мести, применяемый, например, в Судане.
Как уже было отмечено, ислам – религия закона, данное утверждение раскрывают ряд особенностей:
1. преобладание в праве предписывающего и запрещающего методов;
2. уголовные нормы права мусульманских государств являются продолжением основных запретов исламской веры;
3. право воспринимается справедливым явлением, так как изначально оно установлено Аллахом.
Мусульманское право все еще актуально во многих исламских государствах, и не смотря на свой консервативный характер применяется уже на протяжении многих веков.
Так же отметим, для уголовного права мусульман любое преступное проявление и даже правонарушение воспринимается как грех. Поэтому преступность здесь имеет два элемента – религиозный и светский, а значит и санкция тоже будет иметь двойственный характер.
Мусульманские ученые средневековья и современные правоведы разработали множество классификаций правонарушений. В основу большинства из них положены два основных критерия: степень определенности наказания за проступки и характер нарушения интересов и прав.
Система права в Саудовской аравии
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.