ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации от 06.07.99 N 43н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н): которое определяет ряд правил по составу, содержанию и методических основ составления бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законами и правилами Российской Федерации.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», отчётность организации показывает полную картину финансового положения организации, ее финансовых результатов и изменений в ее финансовом положении.
Также в состав основных нормативных документов входят различные методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности, а также внутренние документы самой организации.
Таким образом, в области регулирования бухгалтерского учета можно выделить:
— федеральные законы;
— указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ;
— инструкции, приказы министерств и ведомств. К ним относятся Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) и отраслевые стандарты (не могут противоречить ФСБУ);
— локальные нормативные акты, включающие рассмотренную организационную документацию.
Для того чтобы более точно определить соотношение нормативных актов, считаем нужным рассмотреть действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Если рассматривать такие нормативные документы по бухгалтерскому учету, как положения, методические рекомендации по бухгалтерскому учету, то обычно они вступают в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения приказом Минфина России. За это время обычно бухгалтеры и другие пользователи изучают вновь вводимый в действие документ.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. По отношению к бухгалтерскому учету территорией является вся Российская Федерация, так как нормативные акты либо являются федеральными законами, либо их издают министерства и ведомства. Поскольку бухгалтер также еще и начисляет налоговые платежи, то по региональным налогам на конкретной территории могут действовать законы субъектов Российской Федерации (например, по налогу на имущество организаций), в которых определены ставки налога, действующие на конкретной территории.
Действие акта по кругу лиц предполагает, что существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан, государственных органов. По отношению к бухгалтерскому учету предполагается, что есть отраслевой учет (например, в сельскохозяйственных организациях) и учет разных видов деятельности (например, некоммерческих организаций, банковской, страховой деятельности). Так, издание Банком России правил ведения учета кассовых операций относится ко всем организациям и действует на территории всей Российской Федерации, а нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности кредитных организаций относятся только к данным организациям (они выделены отдельно в Законе N 402-ФЗ, ст. 21).
Существует еще ряд проблемных вопросов, влияющих на систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так, бухгалтер учитывает доходы и расходы в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [12] и 10/99 «Расходы организации» [13]. На основании этих Стандартов составляется отчет о финансовых результатах.
Далее для расчета налога на прибыль доходы и расходы в налоговом учете переформировываются в соответствии с требованиями Налогового кодекса (гл. 25), то есть ведется налоговый учет (ст. 313 НК РФ). При этом классификация доходов и расходов в финансовом учете и налоговом учете, как и их состав, отличаются. Возникает вопрос: можно ли организациям вести учет этих объектов только по требованиям налогового законодательства? Считаем, что на сегодняшний момент не только можно, но и нужно, так как Налоговый кодекс законодательный документ, а бухгалтерские стандарты — документы более низкого уровня.
Если коммерческая организация является публичным акционерным обществом и получает инвестиции путем продажи своих акций на фондовых рынках, она обязана составлять финансовую отчетность по требованиям МСФО, а для налогообложения вести налоговый учет по Налоговому кодексу РФ. Вместе с тем большинство российских организаций не являются публичными, налоговый учет для них вести очень дорого, поэтому считаем, что более правильно вести учет исходя из сложившейся ситуации и требований Налогового кодекса РФ.
В России поставлена задача: разработать федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) на основе МСФО и утвердить их. Основой МСФО является требование вести учет по справедливой стоимости, то есть прежде всего по рыночной стоимости. Однако для многих организаций, не являющихся участниками рынка ценных бумаг, это требование означает переоценку всего актива бухгалтерского баланса. Когда было введено требование о создании оценочных резервов, многие коммерческие организации столкнулись с проблемой переоценки материально-производственных запасов, поскольку при их большом количестве проведение независимой оценки оказалось невозможным в финансовом отношении.
Вопрос оценки является очень сложным, так как разным группам пользователей нужна финансовая информация в различной оценке. Об этом писал еще доктор экономических наук, профессор Я.В. Соколов: «Собственник, если он собирается работать, а не создавать псевдобанкротство фирмы, заинтересован только в одном: правильно сопоставить доходы и расходы, выявить финансовый результат, поэтому для него оценка — это то, сколько он (собственник) потратил и сколько получил, то есть затраты выявляются по стоимости (исторической цене); администратор, инженер, управленец могут по-разному оценивать один и тот же объект в зависимости от того, где он используется, какую прибыль он приносит или может принести; для кредитора, наоборот, затраты кредитополучателя — дело не важное, главное в этом случае то, сколько можно выручить при продаже его имущества…» [18, с. 198].
Таким образом, видим, что так называемая справедливая стоимость нужна далеко не всем категориям пользователей финансовой отчетности. Поэтому для разных категорий экономических субъектов нормативное регулирование должно иметь свои особенности (ведь есть обычная система налогообложения, есть упрощенная, есть специальные налоговые режимы).
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
- Кирилл Самсонов
- Бухгалтерский учет и аудит
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Кирилл Самсонов
Работаю преподавателем пять лет. Окончил ГИЭФПТ, экономический факультет В вузе преподаю бухгалтерский учет и аудит. В свободное врем подрабатываю на сайте «Диплом777». Беру в работу курсовые и дипломные работы, изредка решаю контрольные и пишу рефераты.