Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Система государственного стратегического планирования в РФ

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Введение

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Государственное стратегическое планирование – регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности

Актуальность данной темы контрольной работы подтверждается тем, что на сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.

Целью данной контрольной работы является углубление знаний о системе государственного стратегического планирования в РФ.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

– определить участников процесса государственного стратегического планирования, их полномочия;

– рассмотреть правовое обеспечение плановой работы в РФ;

– исследовать систему плановых документов, подготавливаемых в России;

– определить основные цели, структуру и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. ?

1. Участники процесса государственного стратегического планирования, их полномочия

Согласно статьи 9 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172 “О стратегическом планировании в Российской Федерации”, участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Участниками стратегического планирования на уровне субъекта РФ являются:законодательный орган государственной власти субъекта, высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительные органы государственной власти субъекта, контрольно-счетный орган субъекта, иные органы и организации.

Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации.

Полномочия участников стратегического планирования (ст. 10 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172):

1. Президент:

1) осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования,определяет цели и задачи стратегического управления, определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;

2) принимает иные решения в сфере стратегического планирования.

3) определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, утверждает документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;

2. Палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательное регулирование в сфере стратегического планированияи проводят обсуждение стратегии социально-экономического развития и основных направлений деятельности Правительства.

3. Правительство Российской Федерации:

1) определяет порядок разработки, корректировки и взаимоувязку документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей,обеспечивает согласованность и сбалансированность данных документов по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ, и утверждает такие документы;

2) определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ;

3) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;

4) обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования;

5) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования.

4. Совет Безопасности Российской Федерации:

1) осуществляет стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности РФ;

2) осуществляет иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента РФ.

5. Счетная палата Российской Федерации:

1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”;

2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.

6. Центральный банк Российской Федерации:

1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”;

2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.

7. Федеральные органы исполнительной власти:

1) разрабатывают документы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления;

2) разрабатывают планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и утверждают отчеты об их реализации;

3) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования на федеральном уровне;

4) осуществляют иные полномочия в сфере стратегического планирования.

7. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

2 .Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации. Система плановых документов, подготавливаемых в России

Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей. Макроэкономические показатели выступают в качестве объекта социально-экономического планирования, а финансовые – сформированы в рамках государственного бюджета.

Взаимосвязь этих трех элементов государственного планирования столь важна, что основные положения по ее регулированию предусмотрены Бюджетным кодексом РФ. Наиболее существенными механизмами связи между социально-экономическим развитием и бюджетной системой являются следующие.

1. Социально-экономическое развитие субъектов РФ обеспечивается не только их собственными бюджетными ресурсами, но и различными формами финансовой помощи за счет федерального бюджета. Такая практика призвана гарантировать жизнеспособность всех структурных элементов единой экономической системы страны.

2. При разработке федерального, региональных и местных бюджетов за основу принимаются показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего уровня, что обеспечивает достоверность и реалистичность расчета доходов и расходов этих бюджетов. Тем самым обеспечивается единство всех аспектов государственного планирования, что необходимо для сохранения целостности и сбалансированности всех составляющих экономического пространства России.

Минэкономразвития России разработало нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядки создания и работы с документами стратегического планирования, а также будет разработана и запущена федеральная информационная система стратегического планирования, целью которой является информационное обеспечение стратегического планирования.

Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, органы субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения:

1. Системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующейся на законах рыночного хозяйства.

2. Системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения.

3. Комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода.

Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:

а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;

б) концепции социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу;

в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стра­тегически важных для страны задач, различного временного горизонта.

В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.

3. Основные цели, структура и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана Министерством экономического развития РФ в соответствии с поручением Президента РФ в 2008 году.

Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ содержит:

оценку текущей социально-экономической ситуации, степени достижения целей социально-экономического развития;

прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;

определение целей социально-экономического развития и целевых показателей в долгосрочной перспективе, а также условий, факторов, ограничений и рисков их достижения;

определение приоритетов социально-экономической политики и задач, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития;

определение основных тенденций, приоритетов и задач экономики в долгосрочной перспективе в сферах развития человеческого потенциала, внедрения инноваций, модернизации экономики, развития экономических институтов, развития финансово-бюджетных систем, развития национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, территориального развития;

оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития;

оценку позиций РФ в мировой экономике и их изменения в долгосрочной перспективе.

Структура:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.

1. Целевые ориентиры:высокие стандарты благосостояния человека; социальное благополучие и согласие; экономика лидерства и инноваций; сбалансированное пространственное развитие; экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;институты экономической свободы и справедливости;безопасность граждан и общества.

2. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:создание высоко-конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

II. Этапы инновационного развития

Первый этап (2008 – 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах.

Второй этап(2013 – 2020 годы) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

III. Развитие человеческого потенциала – направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности

VI. Внешнеэкономическая политика

Приоритетные направления внешнеэкономической политики:

1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

5. Формирование интегрированного евразийского экономического пространства.

6. Создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.

7. Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.

VII. Региональное развитие

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

Заключение

Предлагаемый Федеральным законом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.

Основными задачами, решаемыми Министерством при осуществлении стратегического планирования, являются:

формирование системы стратегического управления;

разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям.

Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.

Список использованных источников

1 Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Сборник Законодательства РФ №30 от 24.07.1995г. (изменения от 09.07.1999). – URL: http://www.consultant.ru.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации). – URL: http://www.consultant.ru.

3 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. – М.: Дело, 2009.

4Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. — М.: Финуниверситет, 2011.

5Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие/Н.А. Невская – М.: Юрайт,2013

6 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. – М.: ИНФРА-М, 2012.

7Теория прогнозирования и планирования: Учеб.пособ./ А.Н. Петров, И.Я. Блехцин, М.М. Максимов и др.; ГОУ ВПО «С.-Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

Задача

Имеются данные численности наличного населения города Х за 2006-2014 гг. (на начало года в тыс. чел.) (см. Таблицу 1).

Года

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Числ. насел.

140,4

144,0

140,4

143,2

144,1

143,4

144,1

145,4

146,7

Таблица 1 – Исходная информация (на начало года в тыс. чел.)

1. Постройте прогноз численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., используя методы:

– скользящей средней;

– экспоненциального сглаживания;

– наименьших квадратов.

2. Постройте график фактических и расчетных показателей.

3. Рассчитайте ошибки полученных прогнозов при использовании каждого метода.

4. Сравните результаты и сделайте выводы.

Решение:

Для расчета прогноза численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., поочередно используем методы:

– скользящей средней;

– экспоненциального сглаживания;

– наименьших квадратов.

I метод скользящей средней.

Для того, чтобы рассчитать прогнозное значение, необходимо:

1. Определим величину интервала сглаживания равную 3 (n = 3).

2. Рассчитаем скользящую среднюю для первых трех периодов по формуле (1):

(1)

где m – скользящая средняя за каждый период,

Уфi – фактические данные за каждый период;

m1= (Уф1 + Уф2 + Уф3)/ 3 = (140,4+144+140,4)/3 = 141,6

Полученное значение заносим в таблицу в средину взятого периода.

Далее рассчитываем m для следующих трех периодов (1).

m2= (Уф2 + Уф3 + Уф4)/ 3 = (144+140,4+143,2)/3 = 142,5

4.Далее по аналогии рассчитываем m для каждых трех рядом стоящих периодов.

Для решения задачи составим таблицу 2.

Таблица 2- Расчет показателей методом скользящей средней

№ п/п

Годы

Числ. насел., чел. (Уф)

Скользящая средняя (m)

Расчет средней относительной ошибки (Уф-m/Уф*100)

1

2006 г.

140,4

2

2007 г.

144

141,6

1,7

3

2008 г.

140,4

142,5

1,5

4

2009 г.

143,2

142,6

0,4

5

2010 г.

144,1

143,6

0,4

6

2011 г.

143,4

143,9

0,3

7

2012 г.

144,1

144,3

0,1

8

2013 г.

145,4

145,4

0,0

9

2014 г.

146,7

146,0

Суммы

1291,7

 

4,5

10

2015 г.

145,8

 

 

11

2016 г.

145,7

 

 

5. Рассчитав скользящую среднюю для всех периодов, строим прогноз на 2015-ый год (2).

(2)

где Уi – прогнозные данные;

Уфl – последнее значение фактических данных;

Уфр – предпоследнее значение фактических данных;

ml – последнее значение скользящей средней;

У10 = (146,7-145,4)/3+145,4 = 145,8

Определяем скользящую среднюю m для 2015 года (1).

m9 = (145,4+146,7+145,8) /3 = 146

6.Строим прогноз на 2016 год (2).

У11 = (145,8-146,7)/3+146 = 145,7

Заносим полученный результат в таблицу.

7.Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):

(3)

где е – средняя относительная ошибка;

?(Уфi-mi/Уфi*100) – сумма значений средней относительной ошибки;

n – количество периодов.

е = 4,5/7 = 0,64%

II метод экспоненциального сглаживания.

1. Определяем значение параметра сглаживания, используя формулу (4):

(4)

где у – параметр сглаживания;

n – количество периодов.

у= 2/ 9+1 = 0,2

2. Определяем начальное значение Uoдвумя способами:

1 способ (средняя арифметическая) (5)

(5)

где Uo – начальное значение скользящей средней;

?Уф – сумма значений фактических данных;

n – количество периодов.

Uo = 1291,7/9 = 143,5

2 способ (принимаем первое значение базы прогноза)

Uo = 140,4

Таблица 3- Расчет показателей методом экспоненциального сглаживания

№ п/п

Годы

Числ. насел., чел. (Уф)

Эксп. взвеш. средняя (m)

Расчет ср. относ. oшибки (Уф-m/Уф*100)

I

II

I

II

1

2006 г.

140,4

143,5

140,4

2,2

0,0

2

2007 г.

144

142,9

140,4

0,8

2,5

3

2008 г.

140,4

143,1

141,1

1,9

0,5

4

2009 г.

143,2

142,6

141,0

0,4

1,6

5

2010 г.

144,1

142,7

141,4

1,0

1,9

6

2011 г.

143,4

143,0

142,0

0,3

1,0

7

2012 г.

144,1

143,1

142,2

0,7

1,3

8

2013 г.

145,4

143,3

142,6

1,5

1,9

9

2014 г.

146,7

143,7

143,2

2,0

2,4

Суммы

1291,7

1287,8

1274,3

10,9

13,0

10

2015 г.

 

144,3

143,9

 

 

11

2016 г.

 

 

 

 

 

3. Рассчитываем экспоненциально взвешенную среднюю для каждого года.

(6)

где Ui- экспоненциальная взвешенная средняя;

Уфi – фактические данные за каждый период;

у – параметр сглаживания;

mj – экспоненциальная взвешенная средняя за предыдущий период.

1 способ (6):

U2 = 140,4*0,2+0,8*143,5 = 142,9

U3 = 144*0,2+0,8*142,9= 143,1

И т.д. по каждому периоду

2 способ (6):

U2 = 140,4*0,2+0,8*140,4= 140,4

U3 = 144*0,2+0,8*140,4 = 141,1

И т.д. по каждому периоду

4. Рассчитываем прогнозное значение (2):

У10= 146,7*0,2 + 0,8*143,7 = 144,3 – I способ

У10 =146,7*0,2 + 0,8*143,2 = 143,9 – II способ

5. Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):

е = 10,9/9 = 1,21% – I способ

е = 13,0/9 = 1,45% – II способ

III метод наименьших квадратов.

1. Определим условное обозначение времени как последовательную нумерацию периодов базы прогноза. Рассчитаем графы (Уф*Х) и (Х^2), и занесём в таблицу соответствующие показатели.

2. Далее приведём формулы для расчёта промежуточных коэффициентов а ив:

(7)

(8)

где Уфi – фактические данные за каждый период;

Х – условное обозначение времени;

n – количество периодов.

Для решения используем таблицу 4.

Таблица 4 – Расчет показателей методом наименьших квадратов

№ п/п

Годы

Числ. населения, чел. (Уф)

Условное обозначение времени, Х

Уф*Х

Х^2

метод наимен. квадратов (m)

Расчет ср. относ. ошибки (Уф-m/Уф*100)

1

2006 г.

140,4

1

140,4

1

141,1

0,5

2

2007 г.

144

2

288,0

4

141,7

1,6

3

2008 г.

140,4

3

421,2

9

142,3

1,3

4

2009 г.

143,2

4

572,8

16

142,9

0,2

5

2010 г.

144,1

5

720,5

25

143,5

0,4

6

2011 г.

143,4

6

860,4

36

144,1

0,5

7

2012 г.

144,1

7

1008,7

49

144,8

0,5

8

2013 г.

145,4

8

1163,2

64

145,4

0,0

9

2014 г.

146,7

9

1320,3

81

146,0

0,5

 

Суммы

1291,7

45

6495,5

285

1291,7

5,5

10

2015 г.

146,6

10

 

 

 

 

11

2016 г.

147,2

11

 

 

 

 

3. Рассчитаем коэффициенты (7), (8):

а = (6495,5-(45*1291,7)/9)/(285-45^2/9) = 0,6

b = 1291,7/9 – (0,6*45)/9 = 140,4

4. Рассчитываем m для каждого года по формуле (9):

(9)

где a и b – промежуточные коэффициенты;

Х – условное обозначение времени.

m1 = 0,6*1+140,4 = 141,1

m2 = 0,6*2+140,4 = 141,7

и так далее по каждому периоду

5. И, наконец, рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):

е = 5,5/9= 0,61%

Построим график фактических и расчетных показателей.

Сравним полученные результаты по прогнозам, разработанным различными методами, и средним относительным ошибкам.

е =0,64% – методом скользящей средней

1 способ: е =1,21%; 2 способ: е =1,45% – экспоненциальной взвешенной средней государственный стратегический планирование

е =0,61% – методом наименьших квадратов

Ответ: Минимальный размер ошибки по прогнозным данным получен при использовании метода наименьших квадратов, следовательно, прогнозные данные, полученные этим методом, более точные.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜