Введение
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Государственное стратегическое планирование — регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности
Актуальность данной темы контрольной работы подтверждается тем, что на сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.
Целью данной контрольной работы является углубление знаний о системе государственного стратегического планирования в РФ.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
— определить участников процесса государственного стратегического планирования, их полномочия;
— рассмотреть правовое обеспечение плановой работы в РФ;
— исследовать систему плановых документов, подготавливаемых в России;
— определить основные цели, структуру и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. ?
1. Участники процесса государственного стратегического планирования, их полномочия
Согласно статьи 9 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Участниками стратегического планирования на уровне субъекта РФ являются:законодательный орган государственной власти субъекта, высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительные органы государственной власти субъекта, контрольно-счетный орган субъекта, иные органы и организации.
Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации.
Полномочия участников стратегического планирования (ст. 10 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172):
1. Президент:
1) осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования,определяет цели и задачи стратегического управления, определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
2) принимает иные решения в сфере стратегического планирования.
3) определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, утверждает документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;
2. Палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательное регулирование в сфере стратегического планированияи проводят обсуждение стратегии социально-экономического развития и основных направлений деятельности Правительства.
3. Правительство Российской Федерации:
1) определяет порядок разработки, корректировки и взаимоувязку документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей,обеспечивает согласованность и сбалансированность данных документов по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ, и утверждает такие документы;
2) определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ;
3) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;
4) обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования;
5) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования.
4. Совет Безопасности Российской Федерации:
1) осуществляет стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности РФ;
2) осуществляет иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента РФ.
5. Счетная палата Российской Федерации:
1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.
6. Центральный банк Российской Федерации:
1) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
2) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.
7. Федеральные органы исполнительной власти:
1) разрабатывают документы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления;
2) разрабатывают планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и утверждают отчеты об их реализации;
3) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования на федеральном уровне;
4) осуществляют иные полномочия в сфере стратегического планирования.
7. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.
2 .Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации. Система плановых документов, подготавливаемых в России
Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей. Макроэкономические показатели выступают в качестве объекта социально-экономического планирования, а финансовые — сформированы в рамках государственного бюджета.
Взаимосвязь этих трех элементов государственного планирования столь важна, что основные положения по ее регулированию предусмотрены Бюджетным кодексом РФ. Наиболее существенными механизмами связи между социально-экономическим развитием и бюджетной системой являются следующие.
1. Социально-экономическое развитие субъектов РФ обеспечивается не только их собственными бюджетными ресурсами, но и различными формами финансовой помощи за счет федерального бюджета. Такая практика призвана гарантировать жизнеспособность всех структурных элементов единой экономической системы страны.
2. При разработке федерального, региональных и местных бюджетов за основу принимаются показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего уровня, что обеспечивает достоверность и реалистичность расчета доходов и расходов этих бюджетов. Тем самым обеспечивается единство всех аспектов государственного планирования, что необходимо для сохранения целостности и сбалансированности всех составляющих экономического пространства России.
Минэкономразвития России разработало нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядки создания и работы с документами стратегического планирования, а также будет разработана и запущена федеральная информационная система стратегического планирования, целью которой является информационное обеспечение стратегического планирования.
Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, органы субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения:
1. Системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующейся на законах рыночного хозяйства.
2. Системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения.
3. Комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода.
Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:
а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;
б) концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач, различного временного горизонта.
В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.
3. Основные цели, структура и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана Министерством экономического развития РФ в соответствии с поручением Президента РФ в 2008 году.
Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ содержит:
оценку текущей социально-экономической ситуации, степени достижения целей социально-экономического развития;
прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;
определение целей социально-экономического развития и целевых показателей в долгосрочной перспективе, а также условий, факторов, ограничений и рисков их достижения;
определение приоритетов социально-экономической политики и задач, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития;
определение основных тенденций, приоритетов и задач экономики в долгосрочной перспективе в сферах развития человеческого потенциала, внедрения инноваций, модернизации экономики, развития экономических институтов, развития финансово-бюджетных систем, развития национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, территориального развития;
оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития;
оценку позиций РФ в мировой экономике и их изменения в долгосрочной перспективе.
Структура:
I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
1. Целевые ориентиры:высокие стандарты благосостояния человека; социальное благополучие и согласие; экономика лидерства и инноваций; сбалансированное пространственное развитие; экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;институты экономической свободы и справедливости;безопасность граждан и общества.
2. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:создание высоко-конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
II. Этапы инновационного развития
Первый этап (2008 — 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах.
Второй этап(2013 — 2020 годы) — рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
III. Развитие человеческого потенциала — направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.
IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
VI. Внешнеэкономическая политика
Приоритетные направления внешнеэкономической политики:
1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.
2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.
3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.
4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.
5. Формирование интегрированного евразийского экономического пространства.
6. Создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.
7. Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.
VII. Региональное развитие
VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
Заключение
Предлагаемый Федеральным законом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Основными задачами, решаемыми Министерством при осуществлении стратегического планирования, являются:
формирование системы стратегического управления;
разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям.
Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.
Список использованных источников
1 Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Сборник Законодательства РФ №30 от 24.07.1995г. (изменения от 09.07.1999). — URL: http://www.consultant.ru.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации). — URL: http://www.consultant.ru.
3 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. — М.: Дело, 2009.
4Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. — М.: Финуниверситет, 2011.
5Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие/Н.А. Невская — М.: Юрайт,2013
6 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. — М.: ИНФРА-М, 2012.
7Теория прогнозирования и планирования: Учеб.пособ./ А.Н. Петров, И.Я. Блехцин, М.М. Максимов и др.; ГОУ ВПО «С.-Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов». — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
Задача
Имеются данные численности наличного населения города Х за 2006-2014 гг. (на начало года в тыс. чел.) (см. Таблицу 1).
Года |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Числ. насел. |
140,4 |
144,0 |
140,4 |
143,2 |
144,1 |
143,4 |
144,1 |
145,4 |
146,7 |
Таблица 1 — Исходная информация (на начало года в тыс. чел.)
1. Постройте прогноз численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., используя методы:
— скользящей средней;
— экспоненциального сглаживания;
— наименьших квадратов.
2. Постройте график фактических и расчетных показателей.
3. Рассчитайте ошибки полученных прогнозов при использовании каждого метода.
4. Сравните результаты и сделайте выводы.
Решение:
Для расчета прогноза численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., поочередно используем методы:
— скользящей средней;
— экспоненциального сглаживания;
— наименьших квадратов.
I метод скользящей средней.
Для того, чтобы рассчитать прогнозное значение, необходимо:
1. Определим величину интервала сглаживания равную 3 (n = 3).
2. Рассчитаем скользящую среднюю для первых трех периодов по формуле (1):
(1)
где m — скользящая средняя за каждый период,
Уфi — фактические данные за каждый период;
m1= (Уф1 + Уф2 + Уф3)/ 3 = (140,4+144+140,4)/3 = 141,6
Полученное значение заносим в таблицу в средину взятого периода.
Далее рассчитываем m для следующих трех периодов (1).
m2= (Уф2 + Уф3 + Уф4)/ 3 = (144+140,4+143,2)/3 = 142,5
4.Далее по аналогии рассчитываем m для каждых трех рядом стоящих периодов.
Для решения задачи составим таблицу 2.
Таблица 2- Расчет показателей методом скользящей средней
№ п/п |
Годы |
Числ. насел., чел. (Уф) |
Скользящая средняя (m) |
Расчет средней относительной ошибки (Уф-m/Уф*100) |
|
1 |
2006 г. |
140,4 |
— |
— |
|
2 |
2007 г. |
144 |
141,6 |
1,7 |
|
3 |
2008 г. |
140,4 |
142,5 |
1,5 |
|
4 |
2009 г. |
143,2 |
142,6 |
0,4 |
|
5 |
2010 г. |
144,1 |
143,6 |
0,4 |
|
6 |
2011 г. |
143,4 |
143,9 |
0,3 |
|
7 |
2012 г. |
144,1 |
144,3 |
0,1 |
|
8 |
2013 г. |
145,4 |
145,4 |
0,0 |
|
9 |
2014 г. |
146,7 |
146,0 |
— |
|
Суммы |
1291,7 |
|
4,5 |
||
10 |
2015 г. |
145,8 |
|
|
|
11 |
2016 г. |
145,7 |
|
|
5. Рассчитав скользящую среднюю для всех периодов, строим прогноз на 2015-ый год (2).
(2)
где Уi — прогнозные данные;
Уфl — последнее значение фактических данных;
Уфр — предпоследнее значение фактических данных;
ml — последнее значение скользящей средней;
У10 = (146,7-145,4)/3+145,4 = 145,8
Определяем скользящую среднюю m для 2015 года (1).
m9 = (145,4+146,7+145,8) /3 = 146
6.Строим прогноз на 2016 год (2).
У11 = (145,8-146,7)/3+146 = 145,7
Заносим полученный результат в таблицу.
7.Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
(3)
где е — средняя относительная ошибка;
?(Уфi-mi/Уфi*100) — сумма значений средней относительной ошибки;
n — количество периодов.
е = 4,5/7 = 0,64%
II метод экспоненциального сглаживания.
1. Определяем значение параметра сглаживания, используя формулу (4):
(4)
где у — параметр сглаживания;
n — количество периодов.
у= 2/ 9+1 = 0,2
2. Определяем начальное значение Uoдвумя способами:
1 способ (средняя арифметическая) (5)
(5)
где Uo — начальное значение скользящей средней;
?Уф — сумма значений фактических данных;
n — количество периодов.
Uo = 1291,7/9 = 143,5
2 способ (принимаем первое значение базы прогноза)
Uo = 140,4
Таблица 3- Расчет показателей методом экспоненциального сглаживания
№ п/п |
Годы |
Числ. насел., чел. (Уф) |
Эксп. взвеш. средняя (m) |
Расчет ср. относ. oшибки (Уф-m/Уф*100) |
|||
I |
II |
I |
II |
||||
1 |
2006 г. |
140,4 |
143,5 |
140,4 |
2,2 |
0,0 |
|
2 |
2007 г. |
144 |
142,9 |
140,4 |
0,8 |
2,5 |
|
3 |
2008 г. |
140,4 |
143,1 |
141,1 |
1,9 |
0,5 |
|
4 |
2009 г. |
143,2 |
142,6 |
141,0 |
0,4 |
1,6 |
|
5 |
2010 г. |
144,1 |
142,7 |
141,4 |
1,0 |
1,9 |
|
6 |
2011 г. |
143,4 |
143,0 |
142,0 |
0,3 |
1,0 |
|
7 |
2012 г. |
144,1 |
143,1 |
142,2 |
0,7 |
1,3 |
|
8 |
2013 г. |
145,4 |
143,3 |
142,6 |
1,5 |
1,9 |
|
9 |
2014 г. |
146,7 |
143,7 |
143,2 |
2,0 |
2,4 |
|
Суммы |
1291,7 |
1287,8 |
1274,3 |
10,9 |
13,0 |
||
10 |
2015 г. |
|
144,3 |
143,9 |
|
|
|
11 |
2016 г. |
|
|
|
|
|
3. Рассчитываем экспоненциально взвешенную среднюю для каждого года.
(6)
где Ui- экспоненциальная взвешенная средняя;
Уфi — фактические данные за каждый период;
у — параметр сглаживания;
mj — экспоненциальная взвешенная средняя за предыдущий период.
1 способ (6): |
|
U2 = 140,4*0,2+0,8*143,5 = 142,9 |
|
U3 = 144*0,2+0,8*142,9= 143,1 |
|
И т.д. по каждому периоду 2 способ (6): |
|
U2 = 140,4*0,2+0,8*140,4= 140,4 |
|
U3 = 144*0,2+0,8*140,4 = 141,1 |
И т.д. по каждому периоду
4. Рассчитываем прогнозное значение (2):
У10= 146,7*0,2 + 0,8*143,7 = 144,3 — I способ
У10 =146,7*0,2 + 0,8*143,2 = 143,9 — II способ
5. Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
е = 10,9/9 = 1,21% — I способ
е = 13,0/9 = 1,45% — II способ
III метод наименьших квадратов.
1. Определим условное обозначение времени как последовательную нумерацию периодов базы прогноза. Рассчитаем графы (Уф*Х) и (Х^2), и занесём в таблицу соответствующие показатели.
2. Далее приведём формулы для расчёта промежуточных коэффициентов а ив:
(7)
(8)
где Уфi — фактические данные за каждый период;
Х — условное обозначение времени;
n — количество периодов.
Для решения используем таблицу 4.
Таблица 4 — Расчет показателей методом наименьших квадратов
№ п/п |
Годы |
Числ. населения, чел. (Уф) |
Условное обозначение времени, Х |
Уф*Х |
Х^2 |
метод наимен. квадратов (m) |
Расчет ср. относ. ошибки (Уф-m/Уф*100) |
|
1 |
2006 г. |
140,4 |
1 |
140,4 |
1 |
141,1 |
0,5 |
|
2 |
2007 г. |
144 |
2 |
288,0 |
4 |
141,7 |
1,6 |
|
3 |
2008 г. |
140,4 |
3 |
421,2 |
9 |
142,3 |
1,3 |
|
4 |
2009 г. |
143,2 |
4 |
572,8 |
16 |
142,9 |
0,2 |
|
5 |
2010 г. |
144,1 |
5 |
720,5 |
25 |
143,5 |
0,4 |
|
6 |
2011 г. |
143,4 |
6 |
860,4 |
36 |
144,1 |
0,5 |
|
7 |
2012 г. |
144,1 |
7 |
1008,7 |
49 |
144,8 |
0,5 |
|
8 |
2013 г. |
145,4 |
8 |
1163,2 |
64 |
145,4 |
0,0 |
|
9 |
2014 г. |
146,7 |
9 |
1320,3 |
81 |
146,0 |
0,5 |
|
|
Суммы |
1291,7 |
45 |
6495,5 |
285 |
1291,7 |
5,5 |
|
10 |
2015 г. |
146,6 |
10 |
|
|
|
|
|
11 |
2016 г. |
147,2 |
11 |
|
|
|
|
3. Рассчитаем коэффициенты (7), (8):
а = (6495,5-(45*1291,7)/9)/(285-45^2/9) = 0,6
b = 1291,7/9 — (0,6*45)/9 = 140,4
4. Рассчитываем m для каждого года по формуле (9):
(9)
где a и b — промежуточные коэффициенты;
Х — условное обозначение времени.
m1 = 0,6*1+140,4 = 141,1 |
|
m2 = 0,6*2+140,4 = 141,7 и так далее по каждому периоду |
5. И, наконец, рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
е = 5,5/9= 0,61%
Построим график фактических и расчетных показателей.
Сравним полученные результаты по прогнозам, разработанным различными методами, и средним относительным ошибкам.
е =0,64% — методом скользящей средней
1 способ: е =1,21%; 2 способ: е =1,45% — экспоненциальной взвешенной средней государственный стратегический планирование
е =0,61% — методом наименьших квадратов
Ответ: Минимальный размер ошибки по прогнозным данным получен при использовании метода наименьших квадратов, следовательно, прогнозные данные, полученные этим методом, более точные.