На протяжении всей истории становления предпринимательства в России важным аспектом является его взаимоотношения с государством. В России предприниматель всегда зависел от государства, и часто их взаимоотношения являлись противоречивыми. Система централизованной государственной власти всегда была законодательно закреплена, как и принципы экономической политики в области землевладения, финансов, торговли с созданием специальных учреждений для руководства этими направлениями.
На первом этапе развития (1985-1988 гг.) зарождается деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Здесь наблюдается малое число участников предпринимательства, экспериментальный характер проводимой деятельности формирование социально-психологические основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
В этот период сфера деятельности малого бизнеса имеет тенденцию к расширению, увеличению количества занятых людей, которые принимают в нём участие; предпринимательство начинает приобретать характер активного многочисленного движения. Малый бизнес имеет цель насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Этому этапу дали название этап «кооперативного движения». Он послужил своего рода акселератором в процессе накопления и перераспределения капиталов, позволил обрести стартовые знания и навыки работы малого предприятия.
Положением об организации деятельности малых предприятий от 6 июня 1988 г. вводится упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Это послужило стимулом к созданию малых предприятий в различных отраслях промышленности.
Закон «О кооперации в СССР», принятый 26 августа 1988 г., предполагал создание привилегированных условий для одной формы собственности (кооперативной), но в результате его принятия произошёл отток рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.
Второй этап (1989 — 1991 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18 июня 1991 г. в своих положениях определил направления государственной поддержки малого бизнеса в России.
Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации Приватизация предполагала создание необходимой базы для реального перехода к рыночным отношениям, повышение экономической эффективности и успешного развития российской экономики. Именно в это время было законодательно закреплено понятие «частное предпринимательство». Особое значение на этом этапе приобретает развитие арендных отношений, которые допустимо рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27декабря 1991 г. устанавливает дополнительные льготы для малых предприятий.
Этапом «бурного роста» можно назвать третий этап (1992 — 1995 гг.). В этот период число субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем в 3 раза. Характерным, для этого периода, явились коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходят коренные изменения в отношении государства к вопросам развития предпринимательства.
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 8 декабря 1995 г‚ предусматривает замену совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом. И это имеет огромное значение, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Важным положительным решением явилась предоставленная возможность выбора предприятиям определять результат хозяйственной деятельности по двум объектам: «Доходы» или «Доходы минус расходы».
Полоса широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования характеризует четвёртый этап (1996 — 1999 гг.). Однако на этом этапе ещё не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг и, как следствие, происходит сокращение общего числа малых предприятий, снижается среднесписочная численность их работников.
Но, вместе с тем, уже заложены основы рыночных отношений, сформированы капиталы, наблюдается способность к инвестиционной деятельности. На рисунке 1 показано число предприятий в России в период 1997-2004 гг.
Система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.