Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Школьные манипуляции в педагогической практике

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Провоцирование замешательства, дезориентации. Используя данный тип манипуляции субъекта стремится сделать так, чтобы объект манипулирования вышел из эмоционального равновесия, тем самым побудив его к определенным действиям. Манипулятор может использовать оскорбления, при этом унижая личность. Чаще всего манипулятор выбирает тех, у кого проявляется проблемы с самоконтролем.
Третий тип — формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Манипулятор пытается сформировать у объекта чувство того, что манипулятор искренне стремится поддержать, тем самым заставляя объект манипуляций выполнять определенные действия, указывая, что делает это во благо же состояния манипулируемого [1].
Игра на нетерпимости — «висящая морковка». В данном типе манипуляции оппонент каждый раз готов дать вам согласие на какие-либо действия, но постоянно выясняются новые обстоятельства и нюансы, которые мешают. Жертву толкают на дополнительные уступки как бы все время «дразня» тем, что у нее практически в руках.
Игра на чувстве безысходности. Манипулятор стремится к тому, чтобы манипулируемый осознал, что находится в безысходном состоянии, при этом именно манипулятор может помочь решить определенную проблему, тем самым ориентируя жертвы на выполнение определенных действий, необходимых манипулятору.
Намеренное затягивание времени обсуждения. Когда партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но постоянно оттягивает момент принятия решения, он преследует цель получения уступки в одностороннем порядке. Эта манипуляция намеренного затягивания времени обсуждения. Вариант не стать жертвой такой манипуляции – предложить отложить диалог и вернуться к нему тогда, когда партнер будет готов вести его кратко и конструктивно [2].
В.В. Знаков подразделяет манипуляцию на осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором:
1. При осознанной манипуляции человек понимает суть своего воздействия и видит тот конечный результат, к которому он стремится. Осознаваемая манипуляция может быть одобряемой обществом и абсолютно моральной или не одобряемой.
2. При неосознанной манипуляции человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия. Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, когда один врет другому человеку.
Подводя итоги выше сказанного отметим, что несмотря на кажущуюся с первого взгляда однозначность понятия «манипуляция», оно имеет некоторые особенности, исходя из которых авторы приводят различные классификации.
В процессе реализации манипуляции чаще всего используются следующие методы:
а) Вопросы-капканы. Эти вопросы делятся на три группы: 
1) альтернатива: в рамках данных вопросов используются такие вопросы, которые сужают выбор (или/или).
2) вымогательство: Вопросами оппонент пытается получить двойное преимущество. Он стремится убедить собеседника согласиться с ним, и одновременно вынуждает его защищаться.; 
3) контрвопросы: такие вопросы используют, когда собеседник не хочет отвечать на прямо поставленные вопросы. К примеру: «Абсолютная чепуха! Ну, хорошо, скажи нам, что ты думаешь! Может, я ошибаюсь?; 
б) Чтение мыслей на подозрение. Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения: «Да я тебя и не уговариваю. Но ТЫ все-таки ошибаешься!». 
в) Демонстрация обиды. Ребенок перестает разговаривать с другими, игнорирует их. 
г) Лесть. Фразы «Ты умный, ты сможешь решить задачу!» [6].
Итак, стоит отметить, что в рамках научной литературы и практики выделяется значительное число типов манипуляции, при этом нами были выделены и приемы, которые определяют воздействие манипулятора на манипулируемого, каждый из приемов имеет свои особенности воздействия на личность манипулируемого, поэтому можно говорить о сложности и неоднозначности процесс манипулирования.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.