Провоцирование замешательства, дезориентации. Используя данный тип манипуляции субъекта стремится сделать так, чтобы объект манипулирования вышел из эмоционального равновесия, тем самым побудив его к определенным действиям. Манипулятор может использовать оскорбления, при этом унижая личность. Чаще всего манипулятор выбирает тех, у кого проявляется проблемы с самоконтролем.
Третий тип — формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Манипулятор пытается сформировать у объекта чувство того, что манипулятор искренне стремится поддержать, тем самым заставляя объект манипуляций выполнять определенные действия, указывая, что делает это во благо же состояния манипулируемого [1].
Игра на нетерпимости — «висящая морковка». В данном типе манипуляции оппонент каждый раз готов дать вам согласие на какие-либо действия, но постоянно выясняются новые обстоятельства и нюансы, которые мешают. Жертву толкают на дополнительные уступки как бы все время «дразня» тем, что у нее практически в руках.
Игра на чувстве безысходности. Манипулятор стремится к тому, чтобы манипулируемый осознал, что находится в безысходном состоянии, при этом именно манипулятор может помочь решить определенную проблему, тем самым ориентируя жертвы на выполнение определенных действий, необходимых манипулятору.
Намеренное затягивание времени обсуждения. Когда партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но постоянно оттягивает момент принятия решения, он преследует цель получения уступки в одностороннем порядке. Эта манипуляция намеренного затягивания времени обсуждения. Вариант не стать жертвой такой манипуляции – предложить отложить диалог и вернуться к нему тогда, когда партнер будет готов вести его кратко и конструктивно [2].
В.В. Знаков подразделяет манипуляцию на осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором:
1. При осознанной манипуляции человек понимает суть своего воздействия и видит тот конечный результат, к которому он стремится. Осознаваемая манипуляция может быть одобряемой обществом и абсолютно моральной или не одобряемой.
2. При неосознанной манипуляции человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия. Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, когда один врет другому человеку.
Подводя итоги выше сказанного отметим, что несмотря на кажущуюся с первого взгляда однозначность понятия «манипуляция», оно имеет некоторые особенности, исходя из которых авторы приводят различные классификации.
В процессе реализации манипуляции чаще всего используются следующие методы:
а) Вопросы-капканы. Эти вопросы делятся на три группы:
1) альтернатива: в рамках данных вопросов используются такие вопросы, которые сужают выбор (или/или).
2) вымогательство: Вопросами оппонент пытается получить двойное преимущество. Он стремится убедить собеседника согласиться с ним, и одновременно вынуждает его защищаться.;
3) контрвопросы: такие вопросы используют, когда собеседник не хочет отвечать на прямо поставленные вопросы. К примеру: «Абсолютная чепуха! Ну, хорошо, скажи нам, что ты думаешь! Может, я ошибаюсь?;
б) Чтение мыслей на подозрение. Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения: «Да я тебя и не уговариваю. Но ТЫ все-таки ошибаешься!».
в) Демонстрация обиды. Ребенок перестает разговаривать с другими, игнорирует их.
г) Лесть. Фразы «Ты умный, ты сможешь решить задачу!» [6].
Итак, стоит отметить, что в рамках научной литературы и практики выделяется значительное число типов манипуляции, при этом нами были выделены и приемы, которые определяют воздействие манипулятора на манипулируемого, каждый из приемов имеет свои особенности воздействия на личность манипулируемого, поэтому можно говорить о сложности и неоднозначности процесс манипулирования.
Школьные манипуляции в педагогической практике
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.