Второе направление представлено К. Цвайгертом, который дополнил разработанную на основании генеалогически-исторического модуса классификацию Арманжона, Нольде и Вольфа, отказавшихся от использования всех внешних критериев. Они выдвинули такой содержательный принцип, как соотношение общего и особенного, предложив такие правовые семьи: французская, немецкая, скандинавская, английская, русская, исламская и индусская. В свою очередь, К. Цвайгерт сделал акцент на том, что «рациональная классификация современных правовых систем требует изучения их содержания», и предложил использовать в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль», который в 1960-х гг., состоял из 5-ти факторов: (1) происхождение и эволюция правовых систем; (2) своеобразие юридического мышления; (3) специфичность правовых институтов; (4) природа источников права и способы их толкования (5) идеологические факторы. В наиболее завершенном виде эта концепция была отражена в совместной работе К. Цвайгерта и Х. Кетц «Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права», вышедшей в свет в 1917 г. Авторы уже на тот момент различали 8 правовых семей: романскую, германскую, англо-американскую, социалистическую, скандинавскую, дальневосточную, исламскую и индусскую.
Как отмечает Хаустова М.: «Обе классификации (как наиболее общая трехчленная, так и более подробная) полезны и имеют право на существование. Однако ни одна из типологий не является совершенной, поскольку все они являются неполными, так как не охватывают всех правовых систем. В приведенных классификациях нарушена логика, потому что нельзя рассматривать отдельные религиозные системы (например, мусульманское право) в качестве правовых семей, так как они не объединяют в своем составе различные национальные правовые семьи».
Кашанина Т.В. подчеркивает, что семья права (или правовая система мира) — это группа национальных систем права, имеющих сходные признаки, главным среди которых является форма права. Кроме того, при выделении семей права должны учитываться: принципы, традиции и структура права, правовая культура и тому подобное. Принципы права, по мнению ученой, — одно из необходимых характеристик любой правовой семьи. Учитывая названные критерии, она выделила следующие правовые семьи:
1. Семья обычного права. Охватывает государства Африканского континента, главными принципами которой являются: (1) обязанность важнее права; (2) коллективизм, племенная солидарность; (3) отсутствие понятия «частная собственность»; (4) согласие, примирение, достигаемые путем заключения договора; (5) принцип неразрывности материального права и процедуры и тому подобное.
2. Семья мусульманского права пропитана духом религиозной идеологии (арабская семья права, исламское право, мусульманское право). Отсюда и соответствующая правовая идеология, заключенная в принципах мусульманского права: (1) принцип вечности шариата; (2) принцип неизменности шариата; (3) принцип универсальности и верховенства шариата; (4) принцип равенства, применяется только к правоверным, причем это касается только мужчин, и тому подобное.
3. Семья общего права основывается на рациональных началах. (Англосаксонская семья, прецедентное право). Отсюда и особенности принципов: (1) закон становится законом только после основательной апробации судебной практикой; (2) принципы права имеют регулирующее значение, только преломляясь через судебные решения; (3) главным является принцип справедливости, суть которого сводится к установлению эквивалентного наказания совершенному преступлению; (5) вина для результатов рассмотрения дела особого значения не имеет и др.
4. Романо-германская семья права (континентальное право) отличается доктринальностью и по этой причине ее еще называют «профессорским правом». Именно это и накладывает отпечаток на ее принципы права: (1) ученые-юристы являются основными разработчиками указанных принципов, составляющих каркас юридической мысли; (2) судебная власть не может свободно формировать и отклонять те или иные принципы права — она их особенно уважает; (3) достаточное количество принципов права закреплено в законодательстве; (4) они представляют собой иерархическую систему (в общих чертах обще-цивилизационные, правовой семьи, общие, межотраслевые, отраслевые, институциональные) (5) принцип равенства — один из краеугольных, поскольку в основе континентальной семьи права лежит либеральная идеология.
Таким образом, в сравнительном правоведении существует большое количество авторских классификаций современного многообразия национальных правовых систем. В основе классификаций обычно лежат некоторые объединяющие факторы (судебная практика, религия, принципы и т.п.).
Семья религиозного права: религиозность как фактор развития современного права
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.