Несмотря на то, что семейный роман (как и роман вообще) с ходом развития литературы менялся очень значительно, писатели использовали разного рода новые техники для создания сюжета и образов, однако данная разновидность романа всегда оставалась в фокусе писательского внимания, так как именно через семью можно показать и взаимодействие людей между собой, и особенности развития общества, и внутреннее состояние человека самого по себе.
В нашей работе мы рассматриваем небольшой роман, который не относится к жанру эпопеи, однако даже в небольшом семейном романе, как было указано выше, автор может отразить особенности того общества, в котором живёт семья, а также определённые закономерности взаимодействия людей между собой.
1.2 Место Энн Тайлер в англоязычной литературе
Энн Тайлер по праву считается одним из крупнейших англоязычных писателей современности. Ею было написано множество романов, с молодости она неоднократно публиковалась в журнале Университета Дьюка и дважды получила премию Энн Флетчер — за рассказы «Лаура» и «Святые в доме цезаря». Работая в библиотеке, Тайлер продолжила писать рассказы, которые публиковались в том числе в журналах The New Yorker, The Saturday Evening Post и Harpers. Её первый роман «Если утро когда-нибудь наступит» был опубликован в 1964 году. В период с 1965 по 1970 Энн занималась воспитанием дочерей и публикациями литературных обзоров в периодике, временно отказавшись от написания новых рассказов и романов. Начала писать снова в 1970 году и опубликовала ещё три романа к 1974 году — A Slipping-Down Life, The Clock Winder, and Celestial Navigation.
Э. Тайлер сама рассказывает о некоторой присущей ей узости тематики: по собственному признанию, каждую свою книгу она начинает с установкой «эта будет другой» — но не выходит. «Я не оправдываю этой ограниченности. Я чувствую, что никогда не буду Толстым. У меня свой крошечный мирок, с которым я имею дело», — сообщает автор в редком личном интервью The Guardian.
«Узость» эта, впрочем, нисколько не относится к ее писательскому дарованию, а лишь к кругу тем, которые ее занимают: вот уже на протяжении полувека Тайлер одержима разными видами семейных отношений — между мужьями и женами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В каждом романе мы находим примеры самых разных семей и варианты отношений внутри них, а также — что немаловажно — варианты разных оценок, которые герои дают собственной жизни и собственным семьям.
Ее персонажи — рядовые американцы (как правило, из рабочего класса), за жизнью которых она наблюдает буквально из окон своего балтиморского дома. Тайлер пишет о том, как функционирует брак и почему так выходит, что порой супруги видят их совместную историю совершенно по-разному; о любви родителей к детям и наоборот; о секретах и легендах, имеющихся в багаже каждой, даже самой обычной семьи; о чувстве принадлежности и попытках самоидентификации; о том, насколько людей определяют гены, детские воспоминания и родительские ожидания; о желании вырваться из этих оков и обрести свое собственное, независимое «я»; наконец, о том, как в конечном счете основным центром притяжения все равно остается дом — место, подобного которому нет нигде.
Емко обозначить стиль Тайлер, пожалуй, невозможно: другие писатели и критики в связи с этим даже обозначили ее манеру «стилем без стиля». Но любят Тайлер на родине и в мире именно за то, как мастерски она работает с текстом. Рядовые истории из жизни американской провинции в ее обработке превращаются в нечто сродни остросюжетному детективу. Происходит это в том числе благодаря тому, что Тайлер, судя по всему, феноменальный знаток человеческой природы: критики высоко ставят её умение работать с характерами. Персонажи для Тайлер — это все, и, хотя их обычно довольно много, писательница ни за что не обойдет кого-нибудь вниманием: напротив, она представит героев через такие одновременно крошечные и при этом поразительно точные детали, что не получится ни на секунду усомниться в их реалистичности. Подробность, пожалуй, любимый прием Тайлер, превращающий чтение ее книг в полноценное трехмерное переживание.
Романы Тайлер всегда охватывают большой временной промежуток (как правило, в несколько десятилетий) и при этом никогда не строятся хронологически: такая композиция позволяет обнажать все новые и новые, на первый взгляд малозначительные детали и вроде бы не самые важные события, незаметно собирая их в одну большую картину. Эти скачки даются Тайлер так же легко и естественно, как характеры или, скажем, сюжетные повороты, которые присутствуют в виде давно забытых тайн, неприятных историй, о которых герои не говорят, аккуратно вписанные в очень равномерное повествование, всегда проникнутое доброй иронией и состраданием к людям.