Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Сецессия, как институт конституционного права: теория и практика

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Известный ученый, исследующий институт сецессии, А. Бьюкенен в качестве условий, удовлетворяющих законности требования сецессии, также называет незаконное включение территории группы в состав государства; экономическую дискриминацию региональной группы (применение экономических программ, систем налогообложения, которые приводят к регулярному ущемлению определенных групп в пользу других); политическую дискриминацию.
Нарушения прав человека в отношении жителей отделяющейся территории могут использоваться как предлог для ограничения государственного суверенитета «международным сообществом» в связи с необходимостью соблюдения прав человека. Данная аргументация также представляется уязвимой, поскольку имеет место выборочное применение концепции прав человека, что может быть использовано для провоцирования напряженности, внутренних и внешних конфликтов, ослабления и подрыва государственного суверенитета отдельных стран.
Наиболее значимым и весомым основанием для применения сецессии является геноцид, поскольку образование независимого государства в данной ситуации будет единственным способом выжить для населения. В качестве разновидности геноцида можно рассматривать транспортную и продовольственную блокаду государства или региона, влекущую бедственное положение и гибель проживающего там населения. Данная аргументация лежала в основе признания Россией республик Абхазия и Южная Осетия после этнических чисток и попыток насильственного присоединения Грузией данных регионов.
Угроза существованию национальной культуры как один из критериев легитимности права сецессии подразумевает под собой необходимость обеспечения условий для культурного многообразия, обусловленного потребностью определенной нации в собственной территории и сохранении памятников культурного наследия. Примером данного основания сецессии можно считать ситуацию, сложившуюся на Украине после государственного переворота относительно русской культуры. Одним из направлений политики украинской власти стала борьба со всем русским (запрет русского языка, русской культуры, уничтожение памятников, запрет празднования дня победы, запрет какой-либо русской символики и т.д.). При том, что значительная часть населения Украины, в частности Крыма, являлись русскими по национальности.
Необходимо отметить, что, несмотря на попытки распространить режим сецессии на федерации и административно-территориальные образования унитарных государств, в строгом смысле право сецессии является правовым признаком конфедерации (союза суверенных государств).
С юридической точки зрения о праве сецессии в федеративном государстве можно условно говорить в двух случаях:
— если право сецессии предусмотрено в конституции государства или в других законах;
— если народ (нация) субъекта федерации подпадает под принцип самоопределения народов (наций) .
По мнению А.П. Прудникова, одним из условий сецессии республик в составе Российской Федерации является наличие у титульных наций республик исторической «национальной» территории. Думается, что данное основание имеет достаточно спорный характер, поскольку демографический состав той или иной территории постепенно меняется и происходит смешивание национальностей в рамках едино территории. В свою очередь, придание определенной территории статуса национальной может способствовать распространению межнациональной вражды и разрозненности.
Необходимо отметить, что практически ни одна из Конституций современных государств не предусматривает право сецессии в рамках данной страны. Право сецессии было законодательно закреплено только в Конституциях СССР, СФРЮ и Эфиопии.
Самоопределение народов может быть реализовано различными способами и не доходить до выхода из состава федерации и образования независимого государства. Как уже отмечалось, территориальное обособление представляет собой наиболее радикальную форму самоопределения, которая реализуется в случаях геноцида, политической, экономической и культурной дискриминации, блокады региона, влекущих бедственное положение и гибель проживающего там населения, принудительную ассимиляцию. Характерно, что ни одно западное государство в XX в. не позволило применить к себе «право народов (наций) на самоопределение» .

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.