Важное место среди реформ занимало правовое обеспечение поземельного устройства государственных крестьян. Он был обеспечен лишь в 1866 года. Новый документ власти «Положение о государственных крестьян» от 24 ноября 1866 года сохранял за ними все существующие земельные наделы при исправных выплат государственных налогов, оброка и остальных существующих натуральных и денежных повинностей. От 1 января 1870 года Государственный совет отменил местные повинности в части взыскания натуральных налогов.
Согласно документу, казна предоставляла им в пользование их земельные наделы за установленные повинности, но сохраняла за собой право собственности на эти угодья к выкупу их крестьянами. Наделы ограничивались участками, не превышали 8 дес. на душу в малоземельных местностях и 15 дес. в многоземельных; излишнее количество отрезалась в казенное управление с обращением в оброчные статьи. Крестьянские наделы не подлежали увеличению, но крестьянам (как отдельным хазяевам, так и целым обществам) предоставлялось право выкупа наделов в собственность. Земли, занятые государственными крестьянами, признавались собственностью казны. Оброчная плата определялась без изменения на 40 лет. Разрешался выкуп земли, однако с законом от 24 ноября 1866 года меняется взгляд на владельца земли. Положение Государственного совета от 28 января 1866 года еще смотрит на государство как на собственника земли, занятой государственными крестьянами.
В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 проводилась земская реформа.
Как органы местного самоуправления создавались земские учреждения: губернские и уездные земские собрания и губернские и уездные земские управы. Уездные земские собрания состояли из членов, которые назывались гласными, избираемых на 3 года по трем куриям от всех состояний:
1) землевладельцев уезда;
2) городских общин;
3) сельских общин.
Гласных губернских собраний избирали на уездных земских собраниях. Избирательная система, по которой проводились выборы, обеспечивала преимущество дворянам. Председателем земского собрания был предводитель дворянства: в уезде — уездный, в губернии — губернский. Земские собрания избирали земские управы, которые и были постоянно действующими исполнительными органами земств.
Земства не имели настоящей власти. их функции ограничивались заведованием делами, касающиеся «хозяйственных выгод и потребностей». Они заботились о местной торговле и промышленности, о школы, больницы, тюрьмы, арестные дома, страхование, статистику, ремонт дорог местного значения, приюты и т. п. В этом отношении они провели определенную полезную работу.
Вся деятельность земств была поставлена под контроль царской администрации. Председатель губернской земской управы утверждал министр внутренних дел, уездной — губернатор. Они имели право по своему усмотрению прекращать или отменять любое решение земского собрания.
В первые годы после издания Положения земские учреждения были введены в 33 губерниях России, в том числе и в Украине, кроме Правобережья. В правобережных губерниях, так же как и в Польше, Беларуси, Литве, где было много польских помещиков, участвовавших в польском ч национальном движении, земская реформа не проводилась. На Правобережье земства были введены только в 1911 году.
Эволюция помещичьего хозяйства по пути капитализма протекала особенно интенсивно там, где феодально-крепостнические пережитки были незначительны, например, на юге России. Уже в 70-80-е годы здесь создаются крупные капиталистические имения. Так, в начале 90-х годов в Таврической губернии Фальц-Фейн, который владел 200 тыс. десятин земли, и граф Мордвинов — 80 тыс. Десятин организуют чисто капиталистическое хозяйство. В 1893 г. в имении Фальц-Фейна на сенокосе работало 1 100 машин.
Аналогичное положение наблюдалось и в других нечерноземных губерниях.
В Московской губернии повинности также значительно превышали доходность земли, а, следовательно, и арендную плату. Так, по 12 уездах Московской губернии размер повинностей с душевого надела составлял 10 руб. 45 коп., А средняя арендная плата аналогичного количества земли 3 руб. 60 коп.
История реформ аграрного сектора экономики свидетельствует, что одной из основных ее составляющих являются изменения в системе собственности на землю. Разница лишь в глубине и масштабах изменений. Сегодня же дальнейшее развитие реформ аграрного сектора экономики заключается в необходимость привлечения к разработке аграрного законодательства всех заинтересованных представителей. Кроме того, исходя из исторического опыта, при распределении земли между землепользователями необходим дифференцированный подход в каждом конкретном случае с учетом национальных, исторических, социально-экономических факторов.
В отличие от других крестьяне считались податными состоянием, должны были платить государству подушный налог и отбывать рекрутскую повинность. «Свободный обыватель» имел право получить паспорт только на один год и в течение первых девяти лет со времени проведения реформы не мог отказаться от надела. Сохранялись и другие остатки крепостничества.
Косвенным подтверждением неблагополучной медико-демографической ситуации в России вообще и в Черноземном центре в частности стала реакция властей. На рубеже Х1Х-ХХ вв. учреждаются: Комиссия по распространению гигиенических сведений среди населения, Комиссия питания (1899 г.) и, наконец, Высочайше учрежденная 16 ноября 1901 г. Комиссия по исследованию вопроса о движении с 1861 по 1900 г. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний сравнительно с другими местностями Европейской России.
Таким образом, именно в области крестьянской экономики и быта сельского населения страны, на наш взгляд, и надлежит искать ответ на вопрос о причинах низких физических кондиций призывного контингента, тем более что остов Российских вооруженных сил составляли преимущественно лица крестьянского сословия — 85,26% всего личного состава [11, с. 130].
К разряду важнейших критериев экономического положения крестьянских хозяйств земледельческих районов Черноземного центра, а также уровня благосостояния сельского населения в пореформенный период относятся характер питания и состояние здоровья сельскохозяйственных производителей.
Саниторно-эпидемиологическое состояние русской деревни как фактор здровья и физического развития крестьян Взят
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.