С точки зрения конгруэнтного подхода, личный опыт выступает в качестве базиса самооценивания: негативные прошлые Я продолжают влияние на человека, обусловливая содержание, структуру и оценки текущей Я — концепции. Доминирование в ретроспективной оценке своей жизни позитивных или негативных событий определяет позитивность/негативность самооценки в настоящем [3].
Из всей совокупности факторов, обусловливающих динамику самооценки личности, можно выделить две группы наиболее существенных: достижения субъекта в различных видах деятельности и отношение других людей. Эти два фактора, детерминирующих самооценку, работают вместе: чем выше достижения в значимых областях и чем выше социальная поддержка, тем выше самоуважение. При этом важны не объективная оценка успехов или реальная социальная поддержка, а восприятие себя успешным в значимых областях и субъективная оценка поддержки со стороны значимых других. Наиболее низкую самооценку обнаруживают те, кто воспринимает себя неуспешным, некомпетентным и кто сообщает об отсутствии одобрения со стороны значимых людей [19].
Процесс формирования общей самооценки противоречив и неравномерен. Данное обуславливается тем, что частные оценки, на базе которых формируется самооценка, могут находиться на разных уровнях адекватности и устойчивости. Помимо этого, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, обоюдно дополнять друг друга или быть противоречивыми, конфликтными. Учеными отмечается, что самооценка зачастую служит средством психологической защиты. Стремление иметь положительный образ «Я» побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки.
Таким образом, самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Несмотря на огромный объем исследований по проблеме самооценки, вопросы, касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными. Самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.
Развитие самооценки в юношеском возрасте идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. У многих самооценка нормализуется, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения. При важном жизненном профессиональном выборе у одних сохраняется довольно «оптимистичная» не слишком высокая самооценка, в которой гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других самооценка очень высокая и глобальная, она охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Некоторые молодые люди, чаще всего девушки, отличаются неуверенностью в себе, потому что понимают разницу между своими желаниями и возможностями. Самооценка у таких молодых людей низкая и конфликтная.
Самооценка студентов с разным социометрическим статусом
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.