Адаптивный фитнес направлен на реализацию гедонистической функции. Это слово означает удовольствие, удовольствие как высший мотив и цель человеческого поведения. Гедонистическая функция адаптивной приспособленности выполняется, когда физическая активность доставляет удовольствие. Выполнение упражнений разной ориентации – с предметами и без них, на тренажерах для гимнастики (стенка, скамейка) – под музыкальное сопровождение – может принести радость к победе и удовлетворение от выполнения, даже с трудностями движения.
1.2. Принципы адаптивного фитнеса
Принципы – это основные правила, на которые требуется опираться при использовании различных средств и методов адаптивного фитнеса. Принципы являются неотъемлемой частью методологии и представляют собой теоретические положения, которые объективно отражают законы образования, воспитания и всестороннего развития личности. Принципы служат внедрению практики, построению профессиональных технологий в соответствии с целями адаптивного фитнеса.
К педагогическим можно отнести основные принципы дидактики, широко используемые в физическом воспитании. Это следующие принципы:
от лёгкого к трудному;
от простого к сложному;
от известного к неизвестному;
от привычного движения к непривычному;
от обычного к необычному;
от беспорядочного к системному.
При этом важно последовательно и строго соблюдать сущность и порядок вышеизложенных принципов.
Вместе с тем есть ряд принципов, которые выражают, главным образом, методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Перечислим эти принципы (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976):
Сознательность и активность – раскрывается в следующих требованиях: формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий; стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений; воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Наглядность является необходимой предпосылкой развития движений, одним из условий улучшения двигательной активности. Связь между прямой и непрямой видимостью объясняется единством первой и второй сигнальных систем отражения реальности. Использование различных форм видимости способствует приобретению твердых знаний и навыков.
Доступность и индивидуализация. Определите меру доступности, основываясь на методологических условиях доступности. Описанные выше принципы дидактики актуальны и здесь. Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания – это такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его специальных задач, методов и форм обучения, в которых происходит индивидуальный доступ к воспитуемым детям, и создаются условия для максимально возможного развития их навыков.
Систематика. Суть этого принципа раскрывается в серии положений о регулярности занятий и системе изменений нагрузки с периодами отдыха, а также о порядке, повторяемости и изменчивости классов и взаимосвязи между различными аспектами их содержания.
Постепенное увеличение требований (динамика) – этот принцип выражает общую тенденцию требований к занимающимся, которая заключается в определении и выполнении все более сложных новых задач при постепенном увеличении объема и интенсивности вовлеченных физических нагрузок.