Для удачного проведения политики модернизации критически значимо выделение круга экономических субъектов, заинтересованных в модернизации, и поддержание конструктивного диалога с ними. Поэтому значительной интерес доставляет опыт взаимодействия государства и бизнеса при посредничестве предпринимательских объединений – бизнес-ассоциаций.
Нужно обратить внимание, что в научной литературе на протяжении многих лет преобладало критическое отношение к бизнес-ассоциациям. В основе данного скептицизма пребывали тезисы М. Олсона том, что совокупные действия предпринимателей преследуют частные (специальные) интересы и не могут формировать общественных благ, а также, что укорененность «групп интересов» в конкретной национальной экономике пробуждает «институциональный склероз» (institutional sclerosis), который тормозит экономическое развитие. Эти положения во многом были удостоверены в многочисленных последующих научных изысканиях.
Традиционно бизнес-ассоциации анализируются как организации, преследующие эгоистические интересы своих членов и обращенные против социального блага. Ещё А.Смит указывал на то, что представители одного и того же вида торговли или ремесла редко сосредоточиваются вместе даже для развлечений или веселья без того, чтобы их разговор не стал заговором против населения или каким-нибудь договором о повышении цен.
Если мы условимся с данными предпосылками, то применительно к РФ (и к прочим странам Восточной Европы) можно ждать такие последствия:
бизнес-ассоциации не смогут развиваться, поскольку у бизнеса в авторитарном государстве;
почти нет возможностей для лоббирования своих интересов;
если же такое лоббирование всё-таки происходит, то в частном порядке (например, через коррупционные схемы);
бизнес-ассоциации должны возникать в секторах с крупными игроками рынка, способными путём объединения навязывать другим участникам правила игры. Мелкие компании не будут допускаться в такие бизнес-ассоциации, так как их мнение всё равно ничего не значит;
с учётом предыдущих пунктов только государство может решением «сверху» снять проблему коллективных действий (недостаточных стимулов для вступления в ассоциацию).
Вместе с тем наблюдаются различия в эффектах от деятельности бизнес-ассоциаций в странах с разным уровнем развития.
Р. Донер и Б. Шнайдер показали, что в условиях несовершенных государственных институтов бизнес-ассоциации могут быть для правительства инструментом «обратной связи» с бизнесом, источником информации о нарушениях прав собственности и барьерах для предпринимательства.
В данном случае, по определению Донера и Шнайдера, ассоциации выступают в качестве «market-supporting institution» (институт, поддерживающий рынок). Эффект производства «общественных благ» в результате деятельности бизнес-ассоциаций может возникать и тогда, когда в экономике отсутствуют развитые институты рыночной инфраструктуры. В этом случае бизнес-ассоциации могут собирать и предоставлять органам государственного управления и экономическим агентам информацию о состоянии конкретных рынков, обеспечивать координацию между фирмами в выработке и поддержании отраслевых стандартов, способствовать выходу местных компаний на новые рынки (в том числе экспортные) и внедрению новых технологий. В этом контексте ассоциации могут рассматриваться как «market-supplementing institution» (институт, дополняющий рынок).
РСПП в системе представительств интересов бизнеса
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.