Таким образом, под санкциями мы понимаем установление одной страной или группой стран финансовых, торговых, таможенных или иных ограничений на другую страну. Санкции могут представлять собой финансовые ограничения, ограничения на оборот оружия, ограничения на передвижениях. В последние годы санкции окончательно превратились в рычаг политического давления.
Особенности взаимодействия государств в условиях санкционных ограничений.
За введением санкций всегда следовало изменение системы союзов. Само использование санкций связано со складыванием коалиций. И. Тимофеев отмечает, что «чем шире и чем устойчивее коалиция, чем более высока ее легитимность с точки зрения международного права, тем более высока вероятность успеха». В связи с этим санкции чаще всего накладываются не какой-либо одной странной, а группой стран во главе со страной-инициатором.
Ранее нами было отмечено, что в XX веке санкции становятся распространенным инструментом политического давления, что приводит к изменениям на международной арене. В условиях санкционных ограничений страна оказывается экономически и политически оторвана от своих прежних союзников. Естественным следствием этого является поиск новых союзников, то есть создание ситуационных союзов. Нередко цель этих союзнических отношений – разобщить коалицию стран, создавших санкционные ограничения. Государства начинают искать политические противоречия между участниками коалиций, чтобы повлиять на возникшую политическую изоляцию. Наконец, государство просто может начать поиск новых союзников с целью объединения против государства-инициатора.
В XVIII веке Великобритания объявила морскую блокаду французским, испанским и американским портам, что противоречило интересам России. В результате Россия, которая к тому моменту находилась с Великобританией в хороших отношениях, приняла «Декларацию о вооруженном нейтралитете», направленную против британской морской блокады. В дальнейшем была создана Лига вооруженного нейтралитета, в которую вошли Дания, Швеция, Австрия, Португалия и некоторые другие европейские страны. Введение санкций привело к складыванию нового союза, который мог бы противостоять негативным последствиям санкций или же и вовсе их отмене.
Большинство стран после введения экономических санкций просто начинают менять свой внешнеполитический вектор. Увидеть это мы можем и на примере России, которая после введения санкций обратила внимание на страны Азии и Южной Америки. В других случаях введение санкций было настолько неэффективно, что никак не повлияло на политический курс страны. Так известно, что европейские банки продолжали оказывать финансовые услуги Ирану и после введения санкций.
Ещё одним способом поддержания взаимоотношений в условиях санкционных ограничений является посредничество. Страна-инициатор может взаимодействовать со страной «под санкциями» при помощи третьей страны, на которую санкции не распространяются. Примером служит военно-техническое сотрудничество США и Ирана в 1980-е годы. Поставки оружия в Иран США осуществляли через Израиль.
В некоторых случаях санкции действуют эффективно, и никто не пытается их обойти. Например, в 1973 году арабские страны ввели эмбарго на продажу нефти США. В результате начался мировой экономический кризис, охвативший в том числе Соединенные Штаты. В этом случае из-за привязки к нефтяной проблеме поиск новых форматов взаимодействия был бессмысленен. Мы видим, что государства, находящиеся под санкциями, крайне редко пытаются наладить взаимоотношения со своими «обидчиками» и уж тем более искать новые форматы взаимодействия.
Взаимоотношения государств протекают не только в формате двусторонних встреч и переговоров, но и в рамках международных организаций. В рамках международных организаций встречаются государства, попавшие под санкционные ограничения; государства, наложившие санкции; и государства к санкциям никак не относящиеся. В результате увеличивается возможность взаимодействий между различными странами.
Наконец, санкционные ограничения чаще всего стимулируют развитие национальной экономики страны. Государство не пытается наладить взаимодействие с инициаторами санкций посредством новых форматов взаимоотношений, а лишь окончательно порывает эти отношения. Государство направляет все усилия на развитие собственной экономики, чтобы противостоять негативным последствиям санкций. А. В. Савинский в качестве яркого примера такого подхода приводит Иран.
Таким образом, санкционные ограничения чаще всего приводят к прекращению экономических и иных отношений между государствами. Взаимодействия между странами могут происходить нелегально напрямую или при помощи посредников. В некоторых случаях санкционные ограничения приводили к формированию новых союзнических отношений.
Россия- Запад: новые форматы взаимодействия в условиях санкционных ограничений
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.