Рассматривая виды транспорта, присутствующие на рынке транспортных услуг, согласно статистическим данным Всемирной Торговой организации, наиболее востребованным является водный, в частности морской транспорт, что связано с отсутствием габаритных ограничений, более низкой себестоимостью перевозок за счет масштабов перевозок, неограниченной пропускной способности (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Мировые грузоперевозки по видам транспорта
Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала «контейнерная революция», в результате которой в несколько раз увеличилась производительность труда.
Что касается пассажирских перевозок, наиболее востребованным видом транспорта является автомобильный. Здесь необходимо отметить, что в данном исследовании учитывается и индивидуальные автомобильные транспортные средства (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Мировые пассажирские перевозки по видам транспорта
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, несколько региональных неоднородных транспортных систем: Северной Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Азии, Латинской Америки, Австралии. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50 — 60 км на 100 км территории, а в развивающихся — 5 — 10 км. В экономически развитых странах сосредоточено более 80% мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень [6,c.23].
На настоящий момент крупнейшим поставщиком транспортных услуг в мире является США (80 — 90 млрд. долл.). Далее располагается Германия (25 — 26 млрд. долл.), Япония (40 — 45 млрд. долл.), Великобритания, Нидерланды, Гонконг (22 — 28 млрд. долл.), Корея и др.
Лидерами импорта транспортных услуг являются США — 96 млрд. долл. (13,9%), Германия — 52 млрд. долл. (7,56%), Япония — 42,3 млрд. долл. (6,24%), Великобритания — 35,8 млрд. долл. (5,21%); Франция — 29,5 млрд. долл. (5,01%) и др. [27, С.499-500]
Сложившееся распределение обусловлено уровнем развития транспортной и логистической инфраструктуры, объемами производства и потребления, участием в формировании и распределении мирового товарооборота. Ниже представлена структура востребованности транспортных услуг по регионам (Рисунок 6).