Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Российская модель бюджетного федерализма.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Децентрализация может негативно сказаться на способности федеральных органов власти контролировать макроэкономические процессы действия региональных и местных органов власти могут вступать в противоречие с задачами, возложенными на федеральный центр. Не следует также забывать, что руководители экономически независимых региональных органов власти зачастую склонны ставить собственные интересы выше интересов государства в целом.
Такая ситуация чаще всего характерна для многонациональных государств с федеративным устройством, сформированным по принципу разделения и обособления национальных административных образований.
Региональная децентрализация в этих случаях может как способствовать развитию особенностей и преимуществ национальных экономик, так и вызвать распад государства.
Говоря об особенностях децентрализации власти в федеративных государствах, необходимо также отметить, что децентрализация власти позволяет более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности населения. Трудная задача состоит в том, чтобы найти ту грань, за которой децентрализация власти ведет к неизбежному противопоставлению интересов субъектов Федерации государству в целом.
Комбинированная модель бюджетного федерализма характеризуется следующими моментами:
использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;
повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных органов власти и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;
значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов в нижестоящие для регулирования и выравнивания бюджетов регионов.
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсации дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; это означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет любого уровня для покрытия расходов, связанных с оказанием населению государственных услуг.
Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налоговой нагрузки между регионами для устранения или хотя бы уменьшения диспропорций в налоговом потенциале между регионами, а также дифференциацию населения по доходам бюджета на душу населения и выравнивание региональных различий в стоимости жизни, денежных доходах и расходах населения.
Опыт развитых стран с федеративным устройством показывает, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма необходимо выполнение как минимум трех условий, а именно:
четкое разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями государственной власти по расходам;
обеспечение соответствующих уровней государственного управления достаточными источниками доходов для осуществления этих полномочий;
вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов с использованием механизма межбюджетных отношений.
В мире существуют государства с различными типами федеративного устройства. Каждый тип имеет свою собственную модель бюджетного федерализма. Самыми известными являются американские и немецкие модели. Их иногда называют конкурентными и кооперативными соответственно.

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.