Таким, что находит поддержку среди ученых, является подход, предложенный П. Гленом, который в основу классификации положил правовую традицию. На этом основании выделены обычно-правовая, талмудическая правовая традиция, традиция гражданского права, исламская традицию, традиция общего права, индусская и азиатская.
Во второй половине ХХ в. наибольшее распространение получили два главных направления классификации правовых систем. Первое направление раскрыто в классификации Р. Давида, который предложил идею трихотомии — выделение трех основных правовых семей: англо-американской, романо-германской и социалистической на основе двух критериев — юридической техники и одинаковых философских, политических и экономических принципов. Все другие правовые системы он объединил под условным названием «Другие виды общественного строя и права», среди которых рассматривалось мусульманское, индусское и индийское право, а также правовые системы стран Африки и Дальнего Востока.
Второе направление было представлено К. Цвайгертом. Он дополнил разработанную классификацию Арминджона, Нольде и Вольфа и предложил использовать в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль», который состоит из пяти факторов (по сути критериев классификации): происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования и идеологические факторы. На этих основаниях он различал восемь правовых семей: романскую, германскую, англо-американскую, социалистическую, скандинавскую, дальневосточную, исламскую и индусскую.
Компаративисты Дж. Мэрримэн и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовых систем правовые традиции, пришли к выводу, что в современном мире существует три основные правовые семьи: гражданское, общее и социалистическое право, а также «все остальные» правовые семьи. Последние географически расположены в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. В их состав, соответственно, входят исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское, японское право и африканское право.
Одним из представителей компаративистских учений, которым было предложено классификации правовых систем, является А. Шнитзер. Им была предложена концепция, в основе которой лежит правовая история. На этом основании было выделено: право культурных народов Средиземноморья, евро-американская правовая сфера, религиозное право, включающее в себя еврейское, христианское и исламское право, а также право афро-азиатских народов. В дальнейшем ученый доработал эту систему, разделив евро-американскую правовую сферу еще на четыре группы: романского, германского, славянского и англо-американского права. Концепция А. Шнитзера сегодня имеет последователей, которые подчеркивают важность правового менталитета и правовой культуры как критериев классификации правовых систем.
Современные отечественные авторы в той или иной степени также используют эти основные классификации. Так, Ю.А. Тихомиров различает континентальную (романо-германскую) правовую семью, семью общего права, социалистическую правовую семью, семью религиозно-нравственной ориентации, а также североевропейского, латиноамериканского права и кочующие правовые семьи. А. Х. Саидов выделяет следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, социалистическую, мусульманскую, индуистскую, обычайную (африканскую) и дальневосточную. Н.Н. Марченко исследует две наиболее распространенные и «влиятельные» правовые семьи — англосаксонскую и романо-германскую, а также социалистическую и постсоциалистическую, иудейскую и мусульманскую.
К. Варга выделяет следующие типы (семьи) правовых систем: романо-германскую, англо-американскую, смешанную, религиозную, традиционную и социалистическую. А. Ватсон исследует романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую и семью традиционного права. Дж. Хьюса различает следующие типы современных правовых систем мира: романо-германскую, англо-американскую, смешанную (по подтипам — дуалистическую: скандинавскую, латиноамериканскую; религиозно-общинную: мусульманскую, индусскую; традиционно философскую: японскую, китайскую; обычно-общинную. П. Глен рассматривает романо-германскую, англо-американскую, дальневосточную и правовую семью обычного права, а также отдельные правовые системы: мусульманскую, индуистскую и постсоветскую.
В исследованиях по сравнительному правоведению можно встретить классификации правовых систем на западное право (к которому относятся европейская и англо-американская правовые семьи, основанные на личностном подходе, представлениях о справедливости, равенстве, свободе, принципе автономии личности, невмешательстве государства в частные сфер жизни); восточное право (религиозные и традиционные правовые семьи, основанные на понятиях долга, должной зависимости человека от общества и его подчинения государству и т.п.); идеологическое право (социалистические и постсоциалистические правовые системы).
Внимание к себе привлекает также классификация, предложенная В. Маттеем. В ее основе — доминирование «профессионального права», «политического права» или «традиционного права». Право «западной цивилизации» ученый относит к «профессиональному праву», в котором нормы права и политики имеют четкий критерий разграничения, а правовой процесс является достаточно консервативным. Правовые системы «политического направления» характеризуются синкретизмом политико-правового процесса и отсутствием «автономных сфер» политики и права. К государствам с такими правовыми системами исследователь относит недостаточно развитые страны, где идеология в значительной мере влияет на развитие права. Прежде всего, это государства Восточной Европы, Латинской Америки и Африки (кроме стран мусульманского права). Наконец, третья группа правовых систем детерминируется парадигмой доминирование религиозного мировоззрения.
Продолжателем концепции В. Маттея, считается подход, предложенный Дж. Вандерлиденом. Он выделяет пять основных групп правовых систем: системы обычного права (это не обязательно архаичные или примитивные системы, однако отдельные группы общества продолжают использовать обычай), доктринальные системы (правовые системе, в основе которых — правовая доктрина иностранного происхождения), системы юриспруденции (в них сделан акцент на решениях судов), законодательные системы (основным источником права признают письменный кодифицированный акт) и системы божественного откровения (религиозные системы).
Почти каждый ученый, осуществляя классификацию по тому или иному принципу, выделяет романо-германскою правовую семью. Эта правовая семья имеет большое значение среди правовых систем, поскольку ее предпочли почти все страны Европы.
Романо-германская правовая семья
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.