Наиболее эффективным для развития познавательных способностей является сочетание активной позиции родителей и амплификации, т.е. обогащение развития ребёнка внутри возможностей его возраста. При пассивном отношении родителей к развитию ребёнка в сочетании с ускоренным обучением, без учёта возможностей возраста, развитие способностей не только замедляется, но и значительно обедняется [6].
Н.С. Денисенкова отмечает, что дети, родители которых занимают пассивную позицию вне зависимости от их отношения к развитию (амплификация или акселерация), значимо не отличаются друг от друга по уровню развития познавательных способностей. Развитие восприятия, образного и логического мышления, общий интеллектуальный показатель примерно равны и находятся на среднем уровне или ниже среднего. Развитие восприятия, наглядно-образного и логического мышления, а также общий интеллектуальный показатель у детей, чьи родители активно включены в процесс развития ребёнка и понимают ценность дошкольного возраста (тип «амплификация»), находятся на среднем уровне или выше среднего.
Результаты детей, родители которых демонстрировали принятие и любовь, были значительно разбросаны. Их развитие колеблется от высокого уровня до ниже среднего. В результате эти дети оказались на среднем уровне. Таким образом, сложно говорить о конкретном влиянии данного показателя на отдельные компоненты познавательного развития детей. Однако можно сделать вывод о том, что эмоциональное отвержение ребёнка, непринятие его со стороны родителей негативно сказывается на развитии интеллектуальных способностей дошкольника. Общий интеллектуальный балл детей, чьи родители демонстрировали эмоциональное отвержение, оказался ниже среднего. Следовательно, можно говорить о том, что родители, которые эмоционально отвергают своих детей, не получают удовольствия от общения с ними, не любят их, негативно влияют на уровень развития детских познавательных способностей.
Общий уровень развития познавательных способностей детей, родители которых придерживаются демократического стиля воспитания, незначительно превышал уровень развития познавательных способностей детей, в отношениях к которым преобладает гиперопека.
Иными словами, стиль контроля над ребёнком (чрезмерная опека или предоставление свободы, объяснение своих требований или высказывание их в императивной форме) не оказывает значительного влияния на развитие познавательных способностей дошкольников. Для развития познавательных способностей оптимально сочетание активной позиции родителей и учёт ими возрастных особенностей ребёнка. Положительное влияние оказывает поведение родителей, принимающих активное участие в процессе развития ребёнка, учитывающих его возрастные особенности, использующих значимые для дошкольного возраста виды деятельности: игру, рисование, конструирование, литературно-художественные занятия. Пассивность родителей негативно сказывается на познавательном развитии детей.
Эмоционально-личностные параметры отношения родителей к детям, такие как принятие и любовь, являются обязательными для успешного познавательного развития ребёнка. Отвержение тормозит развитие не только личности, но и способностей. Стили контроля и руководства ребёнком не играют особой роли в развитии познавательных способностей [6].
О.В. Лаврик же отмечает, что ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития способностей личности. Если рассматривать семьи, где развиваются интеллектуально одаренные дети, и семьи, где воспитываются дети с творческими способностями, то можно отметить различия в стилях детско-родительских отношений. В семьях у детей с преимущественным развитием интеллекта между детьми и родителями же в раннем возрасте устанавливаются тесные взаимоотношения, и родители обращают особое внимание на познавательную успешность. У детей с высокими способностями к гуманитарным наукам, как правило, формируются более крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения, чем у детей с большими способностями в области математических наук и пространственного воображения, которые более свободны в своих инициативах. У детей с высокими творческими способностями отношения с родителями обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими. Исследования отечественными психологами одаренных дошкольников и их семей не подтверждают и не опровергают высказанной У. Бинтом гипотезы; возможно, это связано, по их мнению, с тем, что в дошкольном возрасте еще трудно разделить детей на «интеллектуалов» и «творческих», т.к. интересы еще не определены [12].
Н.В. Орехова отмечает, что имеется взаимосвязь между стилями детско-родительских отношениями и конкретными, и метаинтеллектуальным операциям, характеризующими операциональную сторону мыслительных способностей [18].
Таким образом, многочисленные исследования подтверждают, что имеется взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и уровнем развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста: в частности, на интеллектуальное развитие неблагоприятно влияет эмоциональная отчуждённость, установки на строгость, эмоциональное отвержение и неприятие ребенка родителями, повышенные требования к нему, не соответствующие его возрастным особенностям. И, наоборот, эмоциональна близость и умеренный контроль положительно сказываются на развитии дошкольника.
Роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.