Роль службы военным корреспондентом в творчестве Константина Михайловича Симонова
Введение
Великая Отечественная Война — одно из самых тяжелых испытаний, когда-либо выпадавших на долю русского народа. Долгие четыре года враг безжалостно и изощренно истреблял наших людей, разрушал города, грабил и сжигал дотла целые деревни. Только безграничная любовь к своей стране и желание вырвать из рук фашистов будущее своих детей и внуков помогло русскому человеку пройти через все, что включает в себя страшное слово «война».
Самоотверженность, с которой русский человек превозмогал все трудности и лишения военных лет, не всегда исходила из непоколебимой веры в победу Красной армии. В первые недели войны она скорее больше походила на яростное остервенение, с которым наши воины пытались изгнать врага из своих домов и оградить от него свои семьи, прекрасно осознавая, что армия Гитлера превосходит нас и по численности, и по технической подготовке.
В этих условиях перед правительством СССР возникла важная задача: поддержать дух советского человека, вселить в него надежду на победу и показать Красную армию как достойного соперника могущественного врага. Осуществлению этого плана во многом способствовали органы периодической печати, мгновенно изменившие свой курс и содержание на военный лад, а также работа военных корреспондентов, которые не только писали проникнутые патриотической идеей тексты, но и были непосредственными участниками сражений. Каждая статья, написанная в окопах между атаками врага, или землянках, при свете огарка свечи, говорила о мужестве советских солдат, об успехах партизанских отрядов и о силе духа жителей оккупированных территорий. Одним словом, журналистика СССР с первых дней Великой Отечественной войны направила все свои силы на то, чтобы вселить в души русских солдат и работников тыла веру в победу над врагом и надежду на мирную жизнь для будущих поколений.
Среди военных корреспондентов, которые ежесекундно рисковали своими жизнями, чтобы держать страну в курсе фронтовых событий, были многие выдающиеся советские писатели: Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Борис Полевой, а также Константин Михайлович Симонов, анализу журналистской и творческой деятельности которого будет посвящена моя работа.
Константин Михайлович прошел всю войну, начав её в звании старшего батальонного комиссара, а закончив, будучи уже полковником. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Симонов был частью Красной армии: он постоянно находился на передовых линиях фронта и бок о бок с солдатами проделал этот трудный путь длиной в четыре бесконечных года.
В начале исследования я ставлю перед собой задачей выяснить:
1. как Симонов пришел в литературу, а затем в журналистику;
2. каков его вклад в военную публицистику;
3. как повлиял опыт фронтового корреспондента на дальнейшее творчество советского писателя;
4. какова роль Великой Отечественной войны в жизни и творчестве Константина Симонова.
1. Жизнь Симонова до войны. Путь в литературу и учеба на курсах военных корреспондентов
1.1 Кратко о семье и полученном образовании
Константин Михайлович Симонов родился в 1915 году в Петрограде, получив при рождении имя Кирилл. Его мать происходила из знаменитого княжеского рода Оболенских, что же касается его отца, то в своей «Автобиографии» (1978 год) Константин Михайлович о нем не упоминает, а говорит лишь о своем отчиме. Александр Иванович Иванищев, второй муж матери Симонова, был участником японской и германской войн, преподавателем военного училища, которого будущий писатель очень любил и уважал.
«Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь, презиралась». Так пишет Константин Михайлович о своем детстве. Аккуратность, требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность и сдержанность отчима вызывали у мальчика искреннее восхищение и желание ему подражать; думаю поэтому, спустя много лет, он напишет такие строки: «Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь».
Одним словом, тяга Симонова к службе Отечеству зародилась еще в детстве. Неудивительно, что истинный сын своего отца (в дальнейшем я хотела бы называть его отчима все-таки отцом), Константин Михайлович в числе первых отправится в 1941 году на фронт и будет вносить свой вклад в общую победу.
Итак, детство Симонова прошло в командирских общежитиях Рязани и Самары, где в 1930 г. он окончил школу-семилетку и после пошел учиться профессии токаря, а в 1931 году его семья переехала в Москву. Окончив здесь фабзавуч точной механики, он идет работать на завод. Для него было важно зарабатывать самостоятельно и помогать семье, так как жили они отнюдь не богато, денег едва хватало.
В эти же годы, прочитав сборник сонетов французского поэта Эредиа «Трофеи», которые произвели на него необыкновенно сильное впечатление, Константин Михайлович написал небольшую тетрадь своих стихов. Немного позднее, в 1933 году, под влиянием переполнявших газеты статей о Беломорстрое, он сочинил длинную поэму под названием «Беломорканал», однако в газете её не напечатали, сказав, что Симонов не лишен таланта, однако произведение нуждается в доработке.
С сентября 1934 года, он становится учеником знаменитого «Дома Герцена». Первое время учиться ему было очень сложно, так как приходилось совмещать занятия с работой, а также читать огромные объемы литературы.
Наконец, в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были впервые напечатаны стихи молодого Симонова, а в 1938 году под названием «Павел Черный» вышла та самая поэма о Беломорканале.
Закончив в 1938 году институт (с 1936 это уже Литературный институт им. Горького), он был принят в члены союза писателей и поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), однако учебу здесь он не закончил. В августе 1939 года, по предписанию Политуправления Красной армии, Константин Михайлович был направлен в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже больше не возвращался.
1.2 Курсы военных корреспондентов и начало Великой Отечественной войны
30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Вернувшись с Халхин-Гола, Симонов в срочном порядке окончил курсы военных корреспондентов при Военной Академии им. Фрунзе, однако попасть на фронт он не успел, потому что война к тому времени уже завершилась.
В период с 1938 по 1941 года Симонов напишет книгу стихов «Настоящие люди» (1938), поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939), а также попробует себя в роли драматурга, написав пьесы «История одной любви» (1940), вдохновленную встречей с большой любовью писателя актрисой Валентиной Серовой, и «Парень из нашего города» (1941), которая была поставлена за два месяца до начала Великой Отечественной войны. Даже в своем довоенном творчестве Константин Михайлович уделял большое внимание теме войны, судьбам великих полководцев, а также любви, которая сильнее любой разлуки и любого горя.
С осени 1940 года по июнь 1941-го Симонов снова учится на курсах военных корреспондентов, только теперь при Военно-политической академии. Затем, в середине июня 1941 года он получил воинское звание интенданта второго ранга, а 24 июня выехал по предписанию в район Гродно (Белоруссия) для работы в газете Третьей армии «Боевое знамя». Однако, в связи с обострившейся на фронте обстановкой, до места назначения Симонов не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда».
2. Симонов — военный корреспондент. Роль Великой Отечественной войны в творчестве Симонова-писателя
2.1 Работа в газете «Красная звезда»
симонов корреспондент писатель война
В первые недели войны (до 20 июля 1941 года) Константин Михайлович работал в газете «Красноармейская правда», а также посылал некоторые материалы в газету «Известия». С 20 июля 1941 года он был переведен в издание «Красная звезда», где служил до осени 1946 года.
Постоянно находясь в действующей армии, Симонов, как военный корреспондент, мог свободно передвигаться в прифронтовой зоне. Нередко ему чудом удавалось ускользнуть из окружений на своем автомобиле и стать единственным уцелевшим очевидцем событий.
В июле 1941 года Константин Михайлович был под Могилевом, в частях 172-й стрелковой дивизии, которая вела тяжелые оборонительные бои и прорывалась из окружения. Любопытно, что, по прибытии на КП 172-й стрелковой дивизии, корреспонденты «Известий» Павел Трошкин и Константин Симонов были задержаны, а на рассвете их под конвоем доставили в штаб. Это недоразумение сразу заставило корреспондента Симонова почувствовать дисциплину и порядок, а также уверенность в том, что война идет далеко не так, как было задумано противником, и есть реальная возможность того, что русский народ одолеет врага.
Итак, оказавшись под Могилевом и наблюдая за ответственным исполнением грамотных распоряжений командира 172-й дивизии, Константин Михайлович приходит к выводу, что рассказы о мужестве и выдержке советских солдат, обороняющих город, может вселить веру в победу и придать сил для дальнейшей борьбы не только ему, но и другим. Теперь он точно знает, что будет писать для газеты не «ложь во спасение», а что-то такое, что будет правдой и послужит людям точкой моральной опоры в это тяжелое время.
Одним словом, основной задачей Симонова как военного корреспондента было показать непобедимый дух Красной Армии, поэтому всю свою энергию он направил на наблюдение за фронтовым бытом и жизнью простого русского солдата на войне.
Уже летом 1941 года писатель зарекомендовал себя первоклассным журналистом в военной печати и стал одним из ведущих сотрудников газеты «Красная звезда».
2.2 Военные очерки
Очерк — любимый жанр военного публициста Константина Михайловича Симонова. Если внимательно присмотреться, то его немногочисленные статьи, представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. Удивительно и то, что впервые в роли прозаика Симонов предстает перед нами лишь в годы войны (до этого он писал в основном поэзию и пьесы), однако он все же постоянно стремился найти более яркие и понятные формы подачи материала и, в конце концов, ему удалось выработать свой индивидуальный почерк.
Очерки Константина Михайловича в основном отражают исключительно то, что он видел своими глазами, что пережил он сам, или другой конкретный человек, с которым свела автора война. Они наполнены реальными фактами и всегда правдивы. Иногда очерки строились на основе материалов бесед автора с участниками боя и фактически превращались в диалог, который изредка прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»). Многие из тех, которым приходилось сталкиваться с Симоновым-корреспондентом на войне, в своих воспоминаниях неоднократно отмечали его умение откровенно и доверительно разговаривать с людьми.
Для военных очерков Константина Михайловича также характерен повествовательный сюжет и форма новеллы. В них часто присутствует психологический портрет героя (простого солдата или офицера переднего края), в связи с чем большое внимание уделяется описанию жизненных обстоятельств, сформировавших характер этого человека.
Так, в очерке «Дни и ночи», опубликованном в «Красной звезде» 24 сентября 1942 года, рассказывая о битве за Сталинград, Симонов говорит о молодой девушке Виктории, которой всего 20 лет, но которая уже слишком много пережила, работая военфельдшером. Она переезжает на пароме в Сталинград уже четвертый или пятый раз, ей очень страшно, она еще совсем не знает жизнь, мирную жизнь, такую, какой она должна быть, однако, в разговоре с коллегой Константина Михайловича, с которым они оказались земляками, она предается светлым воспоминаниям о своем родном городе, забывая, что в любую минуту их могут убить. И в этом разговоре двух случайно встретившихся на войне жителей Днепропетровска чувствовалось, «что в сердцах своих они еще не отдали его немцам и никогда не отдадут, что этот город, что бы ни случилось, есть и всегда будет их городом». Кроме того, Симонову удается заметить в полуразрушенном городе свидетельства прерванной войной жизни: «Я отхожу от окна к стоящему посреди комнаты столу. На нем в вазочке засохшие цветы, книжки, разбросанные ученические тетради. На одной аккуратно, по линейкам, детской рукой выведено слово «сочинение»… в этой квартире жизнь оборвалась на полуслове». Однако корреспондент подмечает не только следы былой жизни, но и признаки борьбы за нее тех, кто остался в живых: «Из ворот, громыхая, выезжают скрипучие подводы, груженные хлебом: в этом уцелевшем доме пекарня. Город живет, живет — что бы ни было».
Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания людей и глубоко осмысливать все происходящее. Выдающийся российский критик Лазарь Ильич Лазарев впоследствии напишет о Константине Симонове как одном «из самых отважных и легких на подъем фронтовых публицистов «Красной звезды».
В дни, когда происходили особенно масштабные и кровопролитные сражения, Симонов писал очерки и рассказы по записям, которые он делал прямо в своем карманном блокноте. В течение 1943-1945 годов в газетах и журналах было напечатано более пятидесяти его очерков, а также рассказы, стихи и рецензии писателя. Константин Михайлович был всегда очень оперативен в своей публицистской и литературной деятельности, так как он стремился не только описывать фронтовые события, но еще и быть их активным участником.
В первый период Великой отечественной войны — с июня 1941 года до ноября 1942 года — писатель стремился показать жизнь русского человека на войне со всех сторон, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта, подчеркнуть особенности фронтовой обстановки. Как хорошо понимающий, что нужно для победы над врагом и из чего она складывается, корреспондент, Симонов умел разглядеть в происходящих событиях истоки того, что в военном и морально-политическом планах предопределяло будущие успехи Красной армии. Несмотря на сложность положения СССР, наши потери и тяжесть боев, писатель считал своим долгом найти людей и высмотреть факты, которые могли бы гарантировать победу. Одной из таких гарантий могли служить слова пожилого рыжеусого сапера из очерка «На старой смоленской дороге», опубликованной в газете «Красная звезда» 17 марта 1943 года. Смотря на овраг, в котором лежат еще не закопанные старики и женщины, этот человек замечает среди них мать, прижимающую к груди своего мертвого ребенка, и произносит своим «глуховатым, простуженным голосом»: «Робеночка не пожалели…» Он ничего не прибавил к этим словам, но по каменному выражению его лица и лаконичности этой горькой фразы можно смело судить о том, что ни он, ни другие люди, видевшие людские старания и сами пережившие много потерь, не пожалеют тех, которые не пожалели этого невинного ребенка.
В письме С.Я. Фрадкиной от 30 марта 1964 Константин Михайлович пишет: «…находясь в действующей армии первые месяцы войны, я стремился найти прежде всего такие факты, которые бы показывали стойкость людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизм, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их тоже постепенно возникающую веру в возможность убивать немцев. Разумеется, все это суживало рамки того материала, который через меня шел в те дни непосредственно в газету. Разумеется, в моих дневниках того времени картина шире, но это самоограничение было сознательным, и я в нем ни секунды не раскаиваюсь. Примеры стойкости, героизма, твердости, воинского умения были необходимы тогда в газетах как хлеб…
Еще один момент, — говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных корреспондентах из того сорта, которые старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, — увидеть панику было тогда не трудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо бы залезть не на мнимый, а на действительно передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы».
2.3 Поэзия военных лет
Уже в первый год войны Симонов был признан тысячами людей как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами, фильмами и прозой он внёс значительный вклад в формирование боевого духа советского народа, потрясенного вторжением немецких захватчиков. Помимо очерков и статей для газет, в период с 1941 по 1945 года Симонов пишет пьесы «Русские люди» и «Так и будет», повесть «Дни и ночи», а также две книги стихов «Война» и «С тобой и без тебя» и
Так, в феврале 1942 г., когда под ударами советских войск фашисты отступили от Москвы, газета «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, в которую Константин Михайлович был страстно влюблен. Произведение стремительно завоевало сердца читателей: солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили даже в нагрудных, карманах раненых и убитых бойцов.
Удивительно то, что именно стихотворения 1941-1945 годов, в особенности те, что были адресованы Валентине, включённые впоследствии в сборник «С тобой и без тебя», в основном и явились фундаментом славы Константина Симонова как поэта. В лучших из них заключен вечный конфликт между двумя сильнейшими движущими силами его души: любовью к женщине и воинским долгом перед Россией. В них есть и упоение тяжелыми испытаниями и воинской дружбой, что были посланы ему кровопролитной войной, но также в них есть и страх перед тем, какой же будет его жизнь без любви и без Родины.
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…», написанное в 1941 году, отражает другую сторону военной лирики Симонова: здесь он говорит о любви к Родине, о своем долге перед ней и о воинской чести. Лирический герой, увидев мальчишку, которого война преждевременно сделала седым, решил для себя, что он никогда не сможет вернуться живым домой пока не закончится война. Он ведет мысленный диалог с женщиной (возможно матерью, любимой или сестрой), которая переживает о нем, ждет его возвращения, но в мыслях солдат принимает решение и говорит ей:
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Еще одним важным направлением в военной поэзии Константина Михайловича Симонова была тема мужского братства, воинской дружбы. В стихотворении «Дом в Вязьме», написанном в 1943-м году, довольно точно выражено его представление о ней: поэт и его товарищи делят ночлег в старом доме, утром они разойдутся, и кто-то из них не вернётся никогда. Этот дом становится местом, где каждый из них до конца честен с собой и с окружающими, где нет места таким человеческим порокам как ложь, скупость, измена, высокомерие и спесь. Этот заброшенный вяземский дом — храм, где главной святыней является мужская дружба. Скудный ужин, добытый шофером, убогая обстановка комнаты, где они, возможно, в последний раз видят друг друга живыми и здоровыми — все это является своеобразными символами морального единства фронтовых товарищей:
В ту ночь, готовясь умирать,
Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кров пополам —
Так жизнь в ту ночь открылась нам.
3. Корреспондентская и литературная деятельность Константина Симонова после Великой Отечественной войны
3.1 Послевоенные командировки и работа корреспондентом газеты «Правда»
После войны Константину Михайловичу около трех лет пришлось провести в многочисленных зарубежных командировках.
Поездки, связанные непосредственно с корреспондентской и писательской работой, оказались наиболее длительными и значительными для писателя. Сначала он провел пять месяцев в Японии, а потом отправился в США, где деятельность Симонова и его коллег имела почти государственное значение, так как там они исполняли роль пропагандистов и агитаторов.
Вернувшись из этих командировок, он написал повесть «Дым отечества», о процессе написания которой он говорил так: «…мне казалось, что я выполняю свой прямой партийный долг. Что, по сути дела, эта в значительной мере публицистическая повесть есть прямой и необходимый, с точки зрения наших общих интересов, итог моей длительной послевоенной поездки, продолжавшейся почти год и, добавлю, отнюдь не легкой для меня». Однако, эта повесть получила негативный отзыв Сталина, что стало для писателя тяжелым психологическим ударом. Симонов пытался понять, что он «сделал не так», но в итоге отказался от мысли переписывать или переделывать повесть.
Время с октября по декабрь 1949 года, Константин Михайлович провел в Китае, куда был отправлен в качестве военного корреспондента «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае, а с 1958 по 1960 год жил в Ташкенте и работал разъездным корреспондентом «Правды» в республиках Средней Азии. В этот период Симонов совершил поездки по трассам строящихся газопроводов на Тянь-Шань, на Памир, в Голодную и Каршинскую степи, в Кызылкумы, в Каракумы.
В 1963-1967 годы, продолжая исполнять обязанности специального корреспондента газеты «Правды», писатель побывал в Монголии, на Таймыре, в Якутии, Красноярском крае, Иркутской области, на Кольском полуостров, в Казахстане, в Хабаровском крае, в Приморье, на Камчатке, в Магадане и на Чукотке. В 1970 году Симонов был во Вьетнаме.
Очевидно, что работа в штате сотрудников газеты «Правда» дала Константину Михайловичу возможность увидеть почти все уголки СССР, а также побывать за рубежом, набраться впечатлений и опыта, которые могли бы пригодиться в дальнейшем в его писательской деятельности.
3.2 Деятельность Симонова-писателя после 1945 года
«Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте» — слова Константина Симонова из его «Автобиографии». Из этой фразы мы делаем вывод, что советский поэт и писатель всегда прекрасно понимал, кому и чему он был обязан своей популярностью. Патриотизм и отвага солдат, кровопролитные бои, пыльные окопы, потертый блокнот с неразборчивыми записями военного корреспондента, — вот все то, что подарило нам одного из лучших авторов-фронтовиков, посвятившим свое творчество воспеванию подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
Итак, анализируя послевоенное творчество Симонова, можно лишь ещё раз убедиться в том, что оно все еще было неразрывно связано с тематикой 1941-1945х годов, война продолжила жить в пьесах и сценариях Константина Михайловича еще не одно десятилетие.
По материалам, напечатанным в периодической печати во время военных действий, выходят сборники его очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Также Симонов принимает решение опубликовать некоторые из своих дневников, которые он вел в военные года. Вести такие дневники на фронте было запрещено, однако ему, как военному корреспонденту, обойти это правило было значительно легче чем другим. Решение отдать в печать эти записи, Константин Михайлович объяснил так: «В газету я писал не обо всем, что видел на войне, и не обо всем мог писать по условиям военного времени и по соображениям здравого смысла, но я всегда стремился к тому, чтобы война, изображенная в моих очерках, корреспонденциях и рассказах военного времени, не вступала в противоречие с личным опытом солдат. Короче говоря, писал не обо всем, но о том, о чем я писал, я стремился писать, в меру своих сил и способностей, правду».
Также в послевоенные годы по впечатлениям поездок за границу в качестве корреспондента Симонов пишет книгу стихотворений «Друзья и враги» (1948), а затем и повесть «Дым отечества», о которой мы говорили выше. Кроме того, он много работает в драматургии, и пишет эпическую прозу о Великой Отечественной войне, основанную на собственных воспоминаниях: романы «Живые и мертвые» (1959) и «Солдатами не рождаются» (1964).
Следует заметить, что об истинном лице войны Константин Симонов заговорил только в конце 50-х годов. Его роман «Живые и мертвые» стал настоящим открытием и откровением для людей, привыкших читать о единодушии советского братства, противостоящего врагу и о продуманности операций наших войск в 41-ом и 42-ом годах. В своем произведении автор развеял эти мифы, раскрыв целый ряд конфликтов между соратниками, находящихся на разных уровнях нравственного сознания, и последствий предвоенных репрессий в Красной армии. Совсем не удивительно то, что роман после публикации вызвал много споров в обществе, особенно в среде военных историков.
Главный герой произведения — странствующий по войне журналист, вокруг него лишь кровь и смерть, причем настоящая, не плакатная, с лозунгами «не дрогнув героическим лицом…». В центре повествования находится судьба обыкновенного советского человека на войне.
Почти все действующие лица романа, даже второстепенные, — люди подвига. Вообще образ людского подвига в этой книге очень емок и многогранен, он охватывает разные стороны и проблемы жизни в условиях войны: Ковальчук, пробивающийся из окружения, прячет знамя дивизии под гимнастеркой, капитан Гусев и его артиллеристы собственными руками катят пушку от Бреста до Смоленщины, а пожилая женщина требует возможности работать санитаркой на фронте… Продолжать этот список можно долго, так как несмотря на то, что перед Симоновым больше не стояло задачи воскресить в народе боевой дух и щадить его чувства, он все же гордится русскими людьми, их отвагой и самоотверженностью, хотя и позволяет себе показывать многие неприглядные стороны Великой Отечественной войны.
Также важно отметить, что роман «Живые и мертвые» открыл в литературу дорогу «поколению лейтенантов», принесшему с собой с фронта не только правду о войне, но и отвращение к любой лжи о ней. Пришедшие в литературу Астафьев, Быков, Бакланов, Бондарев, Воробьев и Кондратьев не признавали показное любование подвигами в произведениях о войне и наполнили их трагедией: их героям, чтобы спасти все, что им дорого, спасти себя, свой народ и свою страну приходится становиться безжалостными и убивать. Так рождается военная проза, донесшая до нас состояние души русского человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях, однако сумевшего сохранить человечность.
3.3 Общественная деятельность Константина Симонова в мирное время
Мы уже знаем, что Константин Михайлович Симонов пришел с войны довольно широко известным писателем и поэтому он сразу же был активно вовлечен в общественную жизнь страны.
С 1946 по 1950 годы он является главным редактором журнала «Новый мир», который с 1947 по 1991 годы представляет собой орган Союза СССР; до 1954 года Симонов занимает также пост заместителя генерального секретаря Союза писателей. В качестве молодого редактора «Нового мира», писатель «отрабатывает» свое положение, печатая в журнале статьи и доклады по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством.
Помимо этого, он довольно долгое время является депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК КПСС, а впоследствии Константин Михайлович был награжден званиям Героя Социалистического Труда (1974) и стал шестикратным лауреатом Сталинской премии.
Еще Симонов открыл Советскому Союзу немало новых имен в литературе. Прочитав когда-то первый вариант романа В. Ажаева «Далеко от Москвы», он многие месяцы работал с автором, пока произведение не стало, наконец, таким, каким мы его знаем теперь. Также, благодаря его поддержке, развился и окреп талант известного советского прозаика Вячеслава Кондратьева.
Но все же, несмотря на свое активное участие в общественной жизни страны, Константин Михайлович оставался писателем. В одной из своих работу он пишет такие слова: «Если говорить о той общественной деятельности, которой я занимаюсь, и которая непосредственно связана с моей писательской работой и моим личным жизненным опытом, то еще несколько лет назад я сделал для себя окончательный выбор и решил до конца своей жизни класть все оставшиеся у меня силы на то, чтобы, во-первых, в меру своих сил и понимания, писать и говорить правду о войне; во-вторых, опять-таки в меру сил и понимания, мешать тому, чтобы о ней говорили или писали неправду, в-третьих, стремиться к тому, чтобы роль рядового участника войны, вынесшего на своем горбу ее главную тяжесть, предстала перед последующими поколениями и во всем ее подлинном трагизме, и во всем ее подлинном героизме. И, наконец, в-четвертых, я считаю своим личным долгом во всех тех случаях, когда я сталкиваюсь с несправедливостями, совершенными сейчас или раньше по отношению к тем или иным участникам войны, сделать все, что от меня зависит, чтобы, прибегая к помощи других людей, исправить подобные несправедливости.
И первое, и второе, и третье, и четвертое — все это для меня связано в один узел, этим я занят и это является целью моей жизни».
Заключение
Подводя итог проделанной мной работы, я хочу сказать, что творчество Константина Михайловича Симонова, которое на сегодняшний день можно назвать одним из образцов подробного исследования фронтового быта 1941-1945 годов, никогда не достигло бы такого размаха и глубины, если бы за плечами у писателя не было опыта работы военным корреспондентом.
Действительно, как бы кощунственно это не звучало, но нельзя отрицать того, своим успехом и всенародным признанием Симонов отчасти обязан обрушившейся на Советский Союз летом 1941 года войне. Его талант формировался из окопной пыли, крови погибших бойцов, а также слез детей и женщин, которые эти долгие четыре года жили в постоянном страхе и надежде, что когда-нибудь этот ад на Земле закончится, что наступит день, когда взорвется последний снаряд и умолкнет последняя пушка.
Если до войны, писательская деятельность давалась молодому Симонову не так просто, как хотелось бы, то с прибытием на фронт он сразу же ощутил свое предназначение и ревностно исполнял свой журналистский и писательский долг, стремился не пропустить ни одного сражения, ни одной детали. Здесь, в перерывах между вражескими обстрелами, он напишет свои лучшие стихи, первую военную прозу, десятки очерков для газет, а также тайно будет вести дневники, в которых соберет материалы для многих послевоенных произведений.
Одним словом, в случае Константина Симонова, его писательский дар и талант военного корреспондента, способного усмотреть мельчайшие детали в хаосе войны, всегда были тесно переплетены. Без его журналистских очерков никогда не было бы прекрасных произведений и стихов о войне, любви и дружбе, а без них, не было бы Симонова-писателя. Недаром, в предисловии к собранию сочинений Константина Михайловича в шести томах, он говорит: «Я любил и люблю работу журналиста, но она имеет одну неотъемлемую особенность — чем дальше идет время, тем все меньше и меньше из написанного тобою в прошлом ты вправе заново предлагать вниманию читателя. Особенность в какой-то мере горькая, но тому, кто заранее не готов с ней примириться, нет смысла становиться журналистом. Из числа своих журналистских работ я включил в Собрание сочинений только полтора десятка военных очерков и несколько рассказов об искусстве Японии, связанных с длительной корреспондентской поездкой в эту страну в 1945-1946 годах вскоре после войны».
Как писатель, чье творчество получило определенное направление и окрепло благодаря работе военным корреспондентом, Симонов понимает, какую важную роль играла публицистика военного времени в укреплении боевого духа советского народа, каким сильным оружием она была в борьбе против захватчиков и их идеологии. Журналистика СССР первой половины сороковых годов XX века прочно встала на защиту Родины и во многом помогла Красной армии разгромить врага.
Своим фронтовым коллегам Константин Михайлович посвятил стихотворение «Песня военных корреспондентов», которое очень быстро стало «гимном публицистов» тех лет.
Список использованной литературы
1. Алигер М. Беседа. Константин Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984.
2. Симонов К.М. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография). М.: Гослитиздат, 1952.
3. Коган А.Г. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2. М.: Книга, 1985.
4. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. — М., 1990.
5. Симонов К.М. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1966.
6. Караганов А. Из давнего и недавнего. Константин Симонов в воспоминаниях современников. — М., 1984.
7. Симонов К.М. Война: Стихи, 1937-1943 гг. М.: Сов. писатель, 1944.
8. Симонов К.М. Живые и мертвые. Трилогия. М., «Художественная литература», 1989.
9. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебный комплект. Учебное пособие. Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2002 г.