Динамизм финансовой сферы деятельности партии не позволяет разовым актом урегулировать все вопросы и ликвидировать нарушения закона в этой области, что подчеркивает необходимость постоянных поисков в данном направлении. Закон гарантирует, а государство контролирует соблюдение внутренней и внешней свободы деятельности партий. Законодательно регламентируется весь комплекс отношений, которые составляют основу организационного построения политических партий, как предпосылки соблюдения внутрипартийной демократии. В то же время в ключевом для партийно-властного взаимодействия вопросе — запрете политических партий — Основной закон минимизирует вмешательство в этот процесс законодательных и исполнительных органов, оставляя решение данной проблемы только за Федеральным конституционным судом. Избирательное законодательство ФРГ обеспечивает формирование стабильной и эффективной партийной системы. Действующая в Германии так называемая «персонифицированная» пропорциональная система выборов позволяет одновременно сочетать как сильные стороны пропорциональной системы с высоким избирательным барьером, так и системы представительства относительного большинства: в парламенте представлены влиятельные политические силы, и депутаты не теряют связь с избирателями округа. Таким образом, и законодательство, и государство в целом пытаются создать и поддерживать демократическую основу, необходимую политическим партиям, чтобы максимально реализовать политическую волю народа. Так, действия государства в обеспечении деятельности партий четко регулируются законодательством. Основной закон и «Закон о политических партиях» позволяют партиям влиять на деятельность органов власти (парламента и правительства), но четко не определяют границы такого воздействия.
Действие партийного фактора прослеживается на всех уровнях коммуникационного процесса в парламентско-правительственной системе, где сформировалась система устойчивых связей в плоскостях «партия – фракция», «партия – канцлер», «парламентское большинство — партия – правительство». При рассмотрении взаимодействия партий и фракций стоит учитывать следующие основные моменты. Во-первых, избирательная система реализует на практике механизм избрания в парламент партийных кандидатов, структуризация Бундестага проходит по партийному принципу. Во-вторых, между партиями и фракциями существуют тесные взаимосвязи, которые отражены в партийных уставах. В-третьих, кадровая политика немецких партий предусматривает, что депутатские мандаты получают самые преданные члены партии. Кроме того, депутаты являются организационно связанными партийными должностями разного уровня. В-четвертых, несмотря на внутрифракционные споры, на партийной основе достигается единство фракции в принятии важных решений, которые подчинены реализации программной цели.
На практике противостояние из сферы «парламент – правительство» переместилось в плоскость «правящие партии – оппозиция». В то же время, следует учитывать, что сплоченность в рамках партийных коалиций является существенным фактором для обеспечения стабильности парламентско-правительственной системы в объединенной Германии. Через призму противостояния правящих и оппозиционных партий рассматривается и деятельность Бундесрата. Установлено, что тесная взаимосвязанность механизмов функционирования Бундестага и Федерального совета может вызывать принятия политических решений по партийному интересу в случае однородного или неоднородного партийного большинства в этих государственных органах.
Партийное влияние на высшие органы государственной власти прослеживается значительно шире, чем это зафиксировано правовыми формулами в ст. 21 Основного закона и §1 «Закона о политических партиях». В то же время, в условиях действующей формы правления в ФРГ, осложненной элементами федеративного устройства, партии и существующий уровень их взаимодействия с органами власти является необходимой основой для стабильности политической системы Германии, для сбалансирования интересов различных политических сил.
Выводы к главе 1
Таким образом, в Германии наблюдается достаточно тесная связь между политическими партиями и властными структурами, обусловлено историческими, конституционно-правовыми факторами и реалиями современной политики. Несмотря на кризис доверия к политическим партиям и деформируемость немецкой партийно-государственной демократии, системная «петля обратной связи» все еще работает во взаимоотношениях общества и государства, о чем свидетельствует стабильное политическое развитие ФРГ. Вопрос только в том, как долго немецкое общество готово легитимизировать партийную демократию в таком виде, способны ли политические партии к реформным шагам навстречу гражданам, или как альтернативный институт эффективно действовать, как на уровне общественных отношений, так и на уровне институционализированной государственности .
Роль политических партий в общественно-политической жизни современной Германии
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.