Дети с адекватной самооценкой обычно активны, находчивы, имеют чувство юмора, общительны, хотят идти на контакт. Такие дети охотно играют в различные игры, редко обижаются, если не одерживаю победу. Дети, у которых самооценка, завышенная могут переоценивать свои возможности и результаты учебной деятельности. Устойчивая самооценка ребёнка формирует уровень его притязаний.
Детям с заниженной самооценкой часто ранимы, обидчивы, даже мнительны. Они редко участвуют в играх, т. к. боятся проиграть или быть последними, часто обижаются если все-таки играют и проигрывают. Если младшему школьнику дают негативную оценку в семье, он часто старается компенсировать это в общении с одноклассниками. Если у ребёнка с заниженной самооценкой не удается быть первым, он принимает все неудачи близко к сердцу.
Ребёнку с заниженной самооценкой для нормального развития мешает завышенная критичность к самому себе и неуверенность. Они не ожидают удачи, школьнику кажется, что у него будут только неудачи. Такие дети очень чувствительные, ожидают поддержку и одобрение со стороны взрослого [10].
Есть множество причин, которые обуславливают низкую самооценку у ребёнка. Бывает, что ребёнок перенимает заниженную самооценку у своих родителей, которые так и смогли справиться со своими личными проблемами. В другом случае такая самооценка может развиться из-за низкой успеваемости в школе, что является результатом плохих условий для занятий дома или недостаточное внимание со стороны родителей. Еще на самооценку младшего школьника негативно могут повлиять насмешки со стороны одноклассников или много критики со стороны родителей, учителя. Низкая самооценка может привести к чрезмерной обидчивости [6].
В поведении и чертах личности у младшего школьника ярко проявляется неадекватно заниженная самооценка. Дети с такой самооценкой часто выбирают легкие задачи, они как бы берегут силы на свои успехи в будущем, боятся потерять тот успех в учебной деятельности, которой как правило никогда не достигают.
Д. Б. Эльконин [34] выделил свою структуру учебной деятельности. Она, по его мнению, делится на несколько компонентов:
1) учебная задача – то, что необходимо было освоить
2) учебное действие – изменение учебных материалов, которые необходимы для успешного их усвоения ребёнком. То, что ребёнку необходимо сделать, чтобы свойства того предмета которые он изучает были обнаружены.
3) действие контроля – показатель того, правильно ли школьник осуществляет действие по образцу.
4) действие оценки – показатель результатов ученика, достижение или не достижение их.
Если все учебные действия протекают нормально, то присутствие контроля за их выполнение необходимо. Функции контроля буду заключаться в постоянном отслеживании хода выполнения учебных задач и действий, внесении необходимых коррективов в свою деятельность, вычислении и обнаружении ошибок, допущенных ранее и их коррекция. Не выполнение данных действий деятельность младшего школьника может сильно отклониться от нормы, что будет препятствовать решению учебной задачи.
Обычно младшие школьники в первом классе положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачу относят к объективным обстоятельствам, не зависящих от них. В третьем классе младший школьник уже по-другому относиться к собственным требованиям, более критично, теперь, его предмет оценки не только хороший, но плохой поступок, не только успех, но и неудача в обучении.
Со временем возрастает и самостоятельность оценок. Если самооценка первоклассника полностью зависит от оценки его поведения и результатов учебной деятельности со стороны учителя и родителей, то ученик второго класса и третьего оценивает свое достижение более самостоятельно, его предмет оценки и оценочной деятельности будет сам учитель.
Многие младшие школьники уже в конце первого или второго класса могут разбираться в качествах человека, которые находят и сопоставляют со своими формами поведения: сила, ловкость, быстрота выполнения работы, вежливость, грубость и т.д. Затруднение у таких детей происходит в выделении качеств, которые проявляются внутренне (отношение ребёнка к другому ребёнку).
А. И. Липкина [42], выделяет некоторую тенденцию динамики развития самооценки у младшего школьника. В первом и втором классах дети не дают согласие на позицию «отстающего», которая за ними закрепилась в первые годы обучения, часто стараясь сохранить высокую самооценку. Если попросить первоклассника оценить свою работу, скорее всего он оценит свое выполненное задание более высокой оценкой, чем в действительности она есть. При этом младший школьник ориентируется только на желаемое: «Не хочу получать тройки. Пусть будет хотя бы четверка, я же старался», «Учитель никогда не ставил мне пятерки, всегда только четыре и три, поэтому я заслуживаю оценки пять», «Я не считаю себя глупее и не способнее других, значит я заслуживаю четыре или пять», «Я весь вечер выполнял домашнее задание, значит заслуживаю оценки пять».
Итак, самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. В этом возрасте самооценка является ещё не сложившейся, слабоструктурированной, слабо защищённой, легко поддающейся влиянию. И эту особенность важно использовать верно и своевременно. Учителю, организуя учебно-воспитательную работу, нужно учитывать не только умственные способности учащихся, но и принимать в счёт личностное развитие, включая и развитие самооценки ребёнка. Поэтому современному учителю необходимо быть компетентным в этом вопросе.
Роль игры в развитие адекватной самооценки первоклассника
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.