Чёткое определение понятий «контроль», «надзор» и «аудит», уяснение их различий, установление их места в системе государственного управления позволит в дальнейшем обеспечить стандартизацию соответствующих государственных функций, что является одним из условий повышения эффективности системы государственного управления и результативности её функционирования.
Виды аудита и их содержание
Несмотря на то, что аудит как вид профессиональной деятельности, существовал в России еще с девятнадцатого века, развитие рынка аудиторских услуг с организационно-правовой точки зрения, характеризующееся созданием аудиторских фирм различных форм собственности, стало происходить лишь с начала 1990-ых гг.
Усиление конкуренции между зарубежных аудиторскими компаниями и отечественными фирмами, работающими в сфере аудита, потребовало повышение эффективности деятельности российских аудиторских фирм и повышения качества, оказываемых ими услуг, при одновременном снижении ведомственного контроля за их деятельностью, расширении сферы применения внутреннего и внешнего аудита.
Таким образом, изменение и развитие аудита как вида профессиональной деятельности соответствует изменениям, происходящим в нашей стране в период перехода к рыночным отношениям, распространения частной собственности на средства производства, развития организационно-правовых форм хозяйствования, то есть адекватно отражает развитие системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля, финансового и управленческого анализа, общих экономических процессов, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
В период реформации экономики России существенные изменения претерпела и система финансового контроля, современная структура которой изображена на рисунке 1.