В.Н. Дружинин указывает, что это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое. Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом.
Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью) [14].
Родительское отношение как структурный компонент родительства представляет собой относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах, реализующееся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании взаимоотношениями.
Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.
Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения [23].
Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.
Несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение может изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий.
Роль родительства в жизни человека: рождение и воспитание детей; регулирование отношений полов; социализация человека; духовное общение; психологическая поддержка и защита; взаимная материальная помощь, экономическая поддержка; первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи); предоставление определенного социального статуса. Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме [12].
Переоценить роль родителей в жизни ребенка невозможно. Именно в семье происходит изучение ребенком окружающего мира через семейные взаимоотношения и тот опыт, который родители передают маленькому человеку.
Первый год жизни ребенка характеризуется постоянной заботой родителей о малыше и созданием оптимальных условий для его развития, обеспечением его питанием и созданием надлежащих санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности.
В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и уже способен выражать свои желания. Задачей взрослых является уметь отличать действительные потребности от капризов, для того, чтобы не поощрять неправильное поведение ребенка. Таким образом, уже в раннем возрасте, ребенок получает первые нравственные уроки и начинается процесс выработки у него системы нравственных понятий и привычек поведения.
На втором году жизни ребенок овладевает процессом ходьбы и стремится активно познать окружающий предметный мир: пытается все трогать руками, достать, то, что недоступно. В данный период воспитательное воздействие родителей должно заключаться в разумном включении ребенка в различные виды деятельности, для активизации процесса развития и направления его познавательных интересов в нужное русло, однако в случае выхода действий ребенка за пределы дозволенного, необходимо объяснить ему, что его действия недопустимы и пресекать их. Ребенок в этом возрасте должен начать понимать, что означает слово «нельзя».
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Сначала предметная, а затем и сюжетно-ролевая, сюжеты и роли для которой ребенок черпает именно из жизни. Роль родителей в данном процессе заключается в направлении процесса игры, формировании у ребенка правильных нравственных понятий о том, что такое хорошо, а что плохо. Для школьного возраста основным видом деятельности является обучение, которое требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости и прилежания.
В связи с этим большое значение имеет воспитание у ребенка: умения выполнять поручения и задания, стремления доводить начатое дело до конца, проявлять характер и настойчивость, не стремиться к формальному результату. Огромная роль в воспитании этих качеств принадлежит родителям и их непосредственному примеру. В трудовом воспитании также огромную роль играет именно семейное воспитание. Все члены семьи должны способствовать вовлечению ребенка в бытовой труд, формированию навыков обслуживания себя, выполнения посильных трудовых обязанностей, оказанию помощи близким.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно семья является первой школой для ребенка.
Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, которые имеют воспитательное значение. Главной опорой семейного воспитания должно быть душевное единение родителей и ребенка, безусловная любовь и принятие его таким, каков он есть. Родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, считая, что все само собой сложится. Ребенок не должен чувствовать себя в стороне от семьи, ведь именно в семье он получает свой первый жизненный опыт, понимает, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, учится оценивать свои действия.
Родительство. Содержание и особенности во взаимоотношении с детьми разного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.