Хотя радиосообщение представляет собой небольшой текст, эта небольшая форма требует тщательной подготовки, навыков и опыта журналиста. А поскольку выразительные средства радиожурналистики используются в этом случае минимально, язык, стиль и интонация звучащего голоса приобретают здесь особое значение.
Язык информационного сообщения, как мы уже говорили, должен быть доступным, понятным. Простой и точный, а стиль — лаконичный, чрезвычайно краткий, ориентированный на устную версию литературного языка и нейтрального словарного запаса. Административно-бюрократический стиль особенно неприемлем для радио. Говорящему трудно читать, а слушателю воспринимать текст, состоящий из длинных фраз с кучей терминов.
Важная часть радиосообщения часто состоит из цифр, которые также требуют особого отношения. По возможности их следует избегать, сводя к минимуму, в частности, большие цифровые данные. Числа могут быть округлены. Трудно воспринимать на слух данные в процентах (поскольку они являются относительными), особенно если материал перегружен ими.
Индивидуализация текста радиоинформации также проявляется в способности журналиста выражать свои эмоции, в творческой манере подачи материала. М. Зарва, изучавший особенности языка радиосвязи, пишет: «Все поиски радиожурналистов для запоминающегося начала информационной ноты, эмоционального ключа, яркой, не шаблонной формы выражения – это, прежде всего, процесс поиска своего видение мира, умение наблюдать, замечать главное, оценивать, обобщать».
Но объем радиосообщений очень узок для самовыражения журналиста, и здесь на помощь приходят другие информационные жанры: радиоинтервью, радиорепортажи, радиорепортажи. Основываясь на документальных фактах, они значительно расширяют возможности журналистов как в отражении событий, так и в выражении самости их автора.
Интервью
В переводе с английского interview — встреча, беседа. Жанр, характерной чертой которого видится насыщенность материалов большим количеством интеграций межличностного общения, коммуникации.
В исходном образе, интервью – диалог журналиста с известной личностью (ученым, специалистом, музыкантом и т.п.). Во время описанного диалога, интервьюер формулирует и задает вопросы, направляя вектор развития беседы во имя создания цельного, интересного аудитории материала.
Так, к интервью-материалу некорректно причислять пресс-конференции: в силу того, что заявления на пресс-конференциях, зачастую, носят публичный характер, а также из-за того, что вопросы работающих на данных мероприятиях журналистов не согласованы друг с другом и инициатором конференции. Таким образом, подобная структура события попросту не позволяют сформировать единый материал, даже в проекции способный выступить в качестве журналистской работы в рамках радиовещания.
Когда же речь идёт об отдельных ответах на вопрос в рамках пресс-конференции, то эти ответы считаются, как правило, некими сообщениями о событиях и фактах, отображающих тот или иной характер ситуации, обозреваемой журналистом.
Описанные выше тонкости подкрепляются тезисом о том, что интервью – жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы (в отличие от всех других — репортажа, комментария и т.д.).
Часто интервью несет в себе явные признаки соавторства. Человек, дающий интервью (интервьюируемый), сообщает что-то новое, оригинальное, его материал, введенный в интервью, является результатом творческой деятельности, защищенной авторским правом. В зависимости от задачи журналиста необходимо различать факт-интервью и мнение-мнение.
В первом случае важна и необходима информация, которую, по определенным причинам, имеет собеседник. Во втором случае мы можем говорить о чем-то известном, но собеседник (опять же, мотивированный) имеет право оценивать, объяснять, предсказывать и т. Д. Согласно другой типологии, в зависимости от цели и метода достижения этого Журналист, интервью делятся на большее количество разновидностей.
Интервью протокольного характера проводятся с целью получения официальных разъяснений по различным вопросам государственной политики. Соответственно, центральная фигура материала является высокопоставленным чиновником. Есть очень распространенные случаи, когда объяснения действий конкретного чиновника дает его помощник или пресс-секретарь.
Пресс-секретарь чиновника дает официальные ответы. Вопросы часто согласовываются заранее, повторный опрос или уточнение чего-либо часто не принимаются. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено.
Журналист озвучивает вопрос и держит в руках микрофон, его функция заключается в том, чтобы обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью (включает интервью-мнение и факт-интервью, обсужденное выше) направлено на получение определенной информации или мнений.
В этом случае собеседник не всегда официальный, поэтому стиль разговора близок к обычному, повседневному, может быть окрашен в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации.
Зачастую журналист знает о предмете разговора столько же (или даже больше) собеседника. Но важно, чтобы определенная информация была услышана из его уст. В информационных программах в готовом материале очень редко используется вопрос корреспондента, важен ответ. Вопрос имеет значение в ситуации, когда ответы однозначны, и для сущности материала важно: на какой вопрос ответ положительный, а на какой отрицательный. Интервью-портрет — это своеобразное интервью, призванное всесторонне раскрыть личность собеседника.
Социально-психологические и эмоциональные характеристики, определяющие систему ценностей героя материала, часто имеют приоритет. Чаще всего это составляющая «больших» жанров — эссе, аналитическая программа и т.д. В этом типе интервью важен не только текст; невербальная информация часто важнее.
Формат «интервью-анкеты» удобен и пригоден в том случае, когда идёт работа по выяснению мнения той или иной группы людей по чётко определённой проблематике. Довольно часто подобный формат называют экспресс-интервью материалом, что оправдывает краткость описанного материала: не более одного-двух вопросов.
По сути своей это – радиоопрос мнения общественных масс. Отличное от него проблемное интервью весьма часто подразумевает афиширование, так называемое «наличие микрофона», что ведёт к крайне специфической парадигме развития разговора.
В системе довольно замысловатого проблемного интервью, позиция журналиста (нередко, комментатора развернувшихся событий) имеет не последнее значение, наряду с позицией героя материала.
То или иное мнение журналиста в данной ситуации предстаёт неким началом, стартом для совместного поиска журналистской правды. Целью подобного интервью является ответ на общественно значимые, ангажированные вопросы, заботящие аудиторию. В тональности описываемого интервью всегда должен иметься элемент спора или ожесточённой дискуссии, пестрящие аргументами, острыми фактами и пр.
Рерайт работы, повышение уникальности. Курсовая по радиожурналистике
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.