Преображение в рельеф круглой статуи в архаическом греческом искусстве происходит на основе своеобразного компромисса, можно наблюдать который особенно наглядно в метопах храма в Селинунте. На этих метопах изображены подвиги Геракла и Персея. На одной метопе можно видеть запряженную четверкой лошадей колесницу, движение которой направлено прямо на зрителя в отличие от барельефа, где движение всегда идет мимо зрителя.
Но так как глубина метопы недостаточна для того, чтобы вместить все тело лошади, то художнику приходится довольствоваться передней половиной тела лошади, приставленную им прямо к задней стенке метопы. На другом рельефе, который изображает борьбу Геракла с кекропами, фигуры, отделились от фона как круглые статуи, но спереди их объемы сильно сплющены, и к тому же если в фас изображены их торсы и головы, то ноги обращены к зрителю в профиль.
Таким образом, можно утверждать, что развитие греческого рельефа происходит как бы с двух сторон – со стороны круглой статуи и со стороны плоского силуэта, причем окончательное схождение этих двух противоположностей вместе отмечается на рубеже архаического и классического периодов.
Формированию классического стиля в рельефе содействуют два крупнейших «изобретения». Одним из них является изображение человеческой фигуры в три четверти поворота – прием, который ранее не был известен ни египетским, ни греческим скульпторам. Он как бы является объединяющим контрастом профиля и фаса. Второе изобретение, которое самими греками приписывалось живописцу Кимону из Клеон, — это ракурс, или в пространстве оптическое, сокращение предмета. Оба приема являются величайшими достижениями в истории изобразительного искусства и знаменуют собой в завоевании объема и пространства решающий шаг в изображении на плоскости и содействуют как развитию живописи, так и формированию высокого рельефа (горельефа).
Один из типов рельефа получил название строгого, или классического. Его родиной и местом широкого распространения является Древняя Греция. Главный теоретик и пропагандист подобного типа рельефа — скульптор рубежа XIX-XX веков Гильдебранд.
В известной мере, положение классического рельефа занимает «промежуточное» положение между живописью и скульптурой. Материалы и техника, значение осязательного восприятия позволяют отнести рельеф к скульптуре. Вместе с тем рельеф имеет тесную связь с живописью, поскольку имеет непосредственное отношение к плоскости, к стене, к многофигурной композиции. Как и живописные полотна, рельеф склонен к рассказу, к движению мимо зрителя. Однако рельеф нельзя рассматривать как некую комбинацию, смесь элементов скульптуры и живописи: рельеф нельзя отнести ни к наполовину срезанной скульптуре, ни к живописью, превращенной в реальные тела. Рельеф представляет собой совершенно самостоятельный вид искусства со своей концепцией пространства и своими принципами, он является в высокой степени своеобразным. Для ясного представления своеобразия рельефа, нужно на рельеф смотреть сбоку. Тогда становится понятно, что рельеф занимает не обычный скульптурный объем и не живописную плоскость, а перевоплощенный, деформированный, сплющенный объем. Главные виды, типы и стили рельефа имеют отличия друг от друга именно отношением к двум основным плоскостям.
Классический рельеф характеризуется изображением обычно только человека, изредка это могут быть некоторые предметы, активно участвующие в действии. Рельеф стремится к соблюдению чистоты и неприкосновенности передней и задней плоскостей. В таком рельефе задняя плоскость представляет собой абстрактный фон, который в изображении не участвует и является гладкой свободной плоскостью. Мнимая передняя плоскость рельефа подчеркивается, во-первых, изображением в одном плане фигур, движущихся мимо зрителя и, во-вторых, сосредоточением на передней плоскости рельефа всех выпуклых частей фигур. Кроме того, мастера классического рельефа стремятся выдерживать головы всех фигур на одной высоте и по возможности избегнуть над их головами свободного пространства. Даже в случаях расположения фигур в разных положениях, например одни сидят, другие стоят (сравним надгробный рельеф Гегесо), греческий скульптор стремится выдержать головы на одном уровне и сохранить принцип так называемой изокефалии (равноголовья).
В связи с этим можно говорить о трех разновидностях рельефа, существовавших в его истории: египетском линейном рельефе, греческом пластическом рельефе и китайском красочном, или тональном, рельефе.
Рельеф в скульптуре советского периода
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.