Основополагающие положения региональной политики РФ.Основные положения стратегии развития регионов России нашлиотражение в направлениях государственной региональной политики, отраженных в VII разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ 2008 [4], далее – Концепция развития России, состоит из 8 разделов.
1. Согласно Концепции развития России целью государственной политики регионального развития РФ возложено обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и уровня жизни. При этом сбалансированное территориальное развитие государства предполагает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий проживания граждан, комплексного развития и повышение конкурентоспособности экономики регионов[15].
2. Стратегическими целями государственной политики регионального развития РФ до 2020 года являются:
– Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и еерегионов;
– Стимулирование процесса новой “регионализации” – консолидацияресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;
– Развитие человеческого капитала, повышение пространственной иквалификационной мобильности населения;
– Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации;
– Повышение качества управления и использования общественныхфинансов на субфедеральном уровне.
3. Сбалансированность социально-экономического развития регионов является одним из ориентиров социально-экономического развития РФ. Достижения этого приоритета определяется с помощью синхронизации такихнаправлений региональной политики как:
а) стимулирование экономического развития путем создания новыхцентров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ, то есть формирование взаимосвязанной системы полюсов, так называемых «зон опережающего развития», которые в дальнейшем будут обеспечивать подъем окружающих регионов. Происходить это будет в несколько этапов:
до 2012 года усилия будут направлены на развитие научно-технического и образовательного потенциала сложившихся «зон опережающего развития», обеспечивающих приток населения и инвестиций: крупные города, порты, территории, где сосредоточены ресурсы;
после 2012 года – поддержка и развитие перспективных центровопережающего развития – формирование территориально-производственныхкластеров (не менее 6 – 8), ориентированных на высокотехнологичныепроизводства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией такихкластеров в урбанизированных регионах (Поволжье, Южный и СреднегоУрал, Сибирь, Дальний Восток);
формирование территориально-производственных кластеров на слаборазвитых территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья ипроизводство энергии с использованием современных технологий (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Южно-Якутский территориально-производственный комплекс);
развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем предоставления услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими ресурсами (Забайкальский край);
б) координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических. Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен быть ориентированы на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов, с учетом определенных Концепцией развития России перспективных направлений развития регионов.
в) сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения врегионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетнойполитики.
3. Основными принципами государственной политики региональногоразвития России определены [16]:
– Скоординированность принятия на федеральном, региональном иместном уровнях мероприятий по созданию условий для развития отраслейэкономики и социальной сферы и формирования центров опережающегоэкономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждогорегиона;
– Предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечениязаконодательно определенного минимального уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей получения качественного образования, медицинского и культурно-развлекательного обслуживания;
– Предоставление финансовой поддержки регионам с целью сокращениядифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренныхгосударственной политикой;
– Развитие инфраструктурного обеспечения территорий и созданиеусловий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а такжерешение вопросов социального развития, включая повышениетранспортной доступности территорий;
– Совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
4. Среди основных направлений совершенствования системы государственного регионального управления в Концепции развития России определены:
– Развитие зон опережающего экономического роста. При этомпринципиально важным признано решение задачи развития федеральнойинфраструктуры, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с пространственной организацией указанных зон;
– Координация стратегического планирования при разработкедолгосрочных программных документов развития отраслей экономики исоциальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации и долгосрочных (федеральных) целевых программ с учетомопределенных Концепцией развития России перспективных направлений развития регионов. При этом долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных образований, а в совокупности такие программы должны формировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса;
– Комплексные мероприятия, предусматривающие не только предоставление финансовой поддержки, направленной на выравнивание бюджетного обеспечения соответствующих субъектов РФ, но и предоставления целевой финансовой помощи региональным проектам развития, в том числе за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации и через создание особых экономических зон;
– Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными принципами.
Современная структура региональной экономики представлена разными формами собственности и хозяйствования, поэтому региональная политика должна быть направлена на создание равных условий для развития всех предприятий.
Региональная политика: цели, средства, инструменты
- 2020-06-01
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.