Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В существующих условиях реформирования сферы ЖКХ активно проводятся исследования отраслевых проблем управления, особенностей реформирования конкретных отраслей, анализ полномочий участников данной сферы при осуществлении деятельности отрасли, а анализ всей существующей системы в целом не проводится, хотя является основным этапом для реализации эффективных решений в данной сфере.

1.2 Основные этапы реформирования ЖКХ в РФ

Исторической точкой развития системы реформирования ЖКХ стала разработка в 1926 году профессором Л. А. Велиховым основ управления городским хозяйством, объединенных на основе муниципальной науки и коммунального хозяйства.
С увеличением числа работников заводов с 1950 года повышается необходимость реформы жилищного кластера и расширения структуры управления ЖКХ. По результатам политических решений в городах Советского союза формируются производственные жилищно-ремонтные тресты (ПЖРТ), имеющие в подчинении городские производственные жилищноремонтные управления (ПЖРУ).
Главной отличительной чертой данной организационной модели реформирования сферы ЖКХ является выделение отдельного сектора жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого увеличилось количество уровней системы управления, и расширились функции каждого участника сектора.
Выполненный анализ ряда исследований в области формирования систем и механизмов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [позволил сделать выводы, что все действия по реформированию ЖКХ в постсоветской России можно объединить в несколько этапов.
Первый этап (1991-1997 гг.). На первом этапе усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда. Органы государственной власти в этот период принимают ряд нормативно-правовых актов с целью адаптации отрасли ЖКХ к рыночным условиям.
Так, в 1990 году при Совете министров РСФСР образован комитет по ЖКХ, 8 февраля 1991 года комитет преобразован в Госкомитет, в 1991 г. Комитет вошёл в состав Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ РСФСР», в 1992 г вновь образовывается самостоятельный центральный орган отраслевой компетенции – Комитет РФ по муниципальному хозяйству.
Второй этап (1998-2005 гг.) ознаменовался принятием Концепции реформы ЖКХ. Усилия власти были сосредоточены на обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижении издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
На третьем этапе (2006-2012 гг.) предполагалось провести мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ и снижение издержек: реструктуризацию кредиторской задолженности, инвентаризацию жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по энергосбережению, переход на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
На четвёртом этапе (2013 гг. – по н.в.), в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», Правительство поставило задачу добиться обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.
Рассмотрим более подробно этапы реализации реформы.
Социально-экономический кризис в стране и «перестройка» в 1990-2000 годах предопределили депрессивное состояние сектора ЖКХ, так как финансирование отрасли осуществлялось за счет бюджетных средств государства и ведомственных организаций. Основными проблема сферы ЖКХ того периода стали: высокий износ инженерной инфраструктуры, зависимость от бюджетных средств, неэффективность системы управления.
В данной связи был разработан пакет реформ в системе ЖКХ. Преобразования в секторе ЖКХ были официально определены Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Помимо решения финансовых проблем путем внедрения новых механизмов и инструментов реформирования, которые должны были трансформировать сферу ЖКХ в отельный экономический сектор, были сформированы современные постулаты, один из которых это введение понятия «собственник жилого помещения».
Данный период реализации реформы, являлся началом глобального переходного периода, который основывался на четком определении «собственника жилого помещения», инструментом реализации являлась приватизация жилищного фонда. После проведения, которой жилой фонд, ранее относящийся к муниципальному или ведомственному жилью стал «частным».
В 2002 году в рамках реализации реформы было предложено два принципа управления жилищно-коммунальным хозяйством, которые состояли из трех звеньев:
собственники жилищного фонда;
организации по управлению жилищным фондом;
подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
С 2004 г. в результате административной реформы Государственный комитет Российской Федерации по строительству и ЖКК преобразуется в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
21 июля 2007 года принимается Федеральный закон № 185-ФЗ: «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ), направленный на создание правовых и организационно-экономических условий предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на стимулирование процесса формирования рыночной инфраструктуры.
Начиная с 2010 года, в рамках реформаций жилищно-коммунального сектора, была реализован механизм управления сферой ЖКХ как комплекса секторов, оказывающих в совокупности жилищнокоммунальные услуги потребителям и вместе с тем являющихся самостоятельными направлениями деятельности.
За последние несколько лет в рамках реформирования жилищно-коммунального комплекса был принят целый ряд нормативно-правовых документов, направленных на эффективности инвестиционной деятельности в системе ЖКХ. Но прежде проведем теоретический анализ состояния рассматриваемой темы в РФ.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.