Неизбежность как принцип юридической ответственности за таможенные нарушения означает, что априори никакие таможенные нарушения не должны оставаться безнаказанными. Поэтому четкое и последовательное стремление таможенных органов и их должностных лиц соблюдать этот принцип должно способствовать повышению эффективности их судебного преследования, укреплению верховенства закона в стране и в конечном итоге обеспечению экономической безопасности.
1.2 Понятие и виды таможенных преступлений
Уголовное преступление на таможенной территории (или другое правонарушение на таможенной территории) — это общественно опасная вина, караемая уголовным законом.
Данное правонарушение нарушает установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных пошлин.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды таможенных преступлений:
Незаконный вывоз технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования для производства оружия массового уничтожения, вооружения и военной техники (статья 189 Уголовного кодекса Российской Федерации);
Невозврат предметов художественного, исторического и археологического наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран на территорию Российской Федерации (статья 190 Уголовного кодекса Российской Федерации); [3]
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (Ст. 191 УК РФ)
Невозврат средств в иностранной валюте из-за рубежа (ст. 193 УК РФ);
Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (Ст. 193.1 УК РФ)
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Незаконный вывоз — это вывоз товаров (включая технологии, научно-техническую информацию и услуги) из России, которые используются или могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения и ракетного оружия в нарушение установленной государством процедуры контроля (экспортный контроль).
Номенклатура таких товаров (технологий, информации и услуг) определяется списками, составляемыми указами Президента Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации. За незаконный вывоз установлена уголовная ответственность по ст. 189 УК РФ. Наличие криминальной защиты порядка экспорта определенных видов товаров, технологий, информации и услуг подчеркивает лишь особую важность государственного экспортного контроля, сохранения обороны страны и международной безопасности и соблюдения международных обязательств России при экспортном контроле включает в себя комплекс мер, реализующих порядок вывоза оружия и военной техники исполнительными органами Российской Федерации и отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации; которые могут быть использованы для производства оружия и военной техники для предотвращения экспорта оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия и технологий предотвращение их производства и идентификационные меры для предотвращения, предотвращения и борьбы с нарушениями порядка.
Экспорт сырья, товаров (технологий, научно-технической информации и услуг), используемых для производства оружия массового уничтожения, оружия и военной техники, является уголовным преступлением по смыслу статьи 189 Уголовного кодекса. [3]
До сих пор невозвращение предметов художественного, исторического и археологического наследия в Россию, если такое возвращение требуется, в таможенном законодательстве рассматривалось ранее как контрабанда.
Цель заключается в том, чтобы сосредоточиться на сохранении культурного наследия народов России, защите уголовного права со стороны государства и социальной опасности закона, предусмотренной в части 1 190 УК РФ.
Предметом данного преступления является государственная монополия на перемещение предметов художественного, исторического и археологического наследия народов России и зарубежья.
Однако поскольку культурные ценности, приписываемые особо ценным объектам культурного наследия народов России, не вывозятся (даже временно) из страны, они не могут быть предметом анализируемого преступления.
Временный вывоз культурных ценностей означает перемещение предметов культуры на своей территории через таможенную границу Российской Федерации лицами для любых целей с обязательством их повторного ввоза в согласованные сроки.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками и другими юридическими и физическими лицами для организации выставок, реставрации и научных исследований, связанных с театральной и иной художественной деятельностью, а также для других целей, в контексте международного сотрудничества между Россия и другие государства обязательны. Порядок временного вывоза культурных ценностей строго регламентируется Законом Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей и другими правовыми актами.
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС незаконные валютные операции, такие как:
Преднамеренное объявление ложных деклараций таможенным органам с целью сокрытия поступлений в иностранной валюте от внешней торговли;
Занижение их размера;
Несоблюдение указанных требований об обязательном ввозе или переводе в Российскую Федерацию валютных ценностей, полученных таким образом;
Платежи в иностранной валюте или платежные документы в иностранной валюте для условных внешнеторговых операций в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
Другие незаконные валютные операции и операции с валютными ценностями, связанными с таможней, также признаются уголовными преступлениями и подлежат наказанию в соответствии с российским уголовным законодательством
Умышленное обход крупномасштабного таможенного оформления признается уголовным преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление регулируется ст. 194 УК РФ, целью которого является защита финансовых интересов государства в сфере таможенных пошлин.
Под таможенными платежами понимаются платежи, осуществляемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в других случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящее время таможенные платежи составляют около трети всех федеральных налоговых поступлений. В связи с этим уголовно-правовая защита интересов государства с точки зрения их уплаты очень актуальна, что находит свое отражение в ст. 194 Уголовного кодекса РФ.