Правовые обычаи интегрировалась в общественные отношения данного периода достаточно гармонично, регулировали все основные виды общественных отношений, например, обычаи регулировали отношения между личными и поземельными отношениями сеньоров и вассалов, отношения между феодалами между собой и с крестьянами. В дальнейшем обычаи закреплялись в письменном виде в различных хартиях и жалованных грамотах, т.е. приобретали правовую природу. В XI в. появилась различные сборники, в которых излагались основные принципы и обычаи феодального права. В более поздний период данные положения не просто систематизировались в письменном виде, а также предпринималась попытка их теоретического осмысления. Например, «Саксонское зерцало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции.
Значительную роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право, положения которого были зафиксированы в различных статутах и хартиях, пожалованных городу. В городском праве были закреплены различные феодальные институты и феодальные правоотношения, и в дальнейшем оно стало основой для развития буржуазного права.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры занимало каноническое право, которое возникло как право христианской церкви. Распад церкви привел к тому, что сложились две ветви данного права. Так, в Западной и Центральной Европе каноническое право получило большое развитие и фактически превратилось в сформированную правовую систему, которая регулировала многие сферы общественной жизни. Восточная же ветвь канонического права, которая была оформлена в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии и ряде других государств Юго-восточной и Восточной Европы, однако его роль была значительно меньше, нежели в Западной и Центральной Европе.
Большое значение канонического права в западной Европе было связано с рядом причин. Например, каноническое право активно поддерживалось римско-католической церковью. Также каноническое право действовало по принципу экстерриториальности, т.е. имело действие во всего государствах принявших католицизм. Т.е. в целом, каноническое право объединяло людей. Универсальность канонического права связана с тем, что оно регулировало, как духовную, так и светскую жизнь, и его нормы были обязательными для всех граждан.
Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе, например Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и т.д. В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается т.н. «новое право». Именно в это время заканчивается процесс формирования канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание и утверждается термин «каноническое право». Основным источником нового канонического права становятся папские конституции.
Процесс систематизации канонического права в средние XVI в. имел своим конечным результатом составление в 1500 г. обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. Данный документ получил название Свода канонического права.
В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 г.г.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
В данный период второе рождение получило римское право. В XI-XII вв. причиной для этого стали ряд факторов, среди которых можно выделить оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли быть урегулированы феодальным правом, поскольку оно было рассчитано на замкнутый круг отношений и субъектов. Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.
Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
В период средневековья значительную роль в жизни общества играла религия, которая регулировала практически все сферы общественной жизни. Также в данную эпоху активно заимствовались положения римского права, которые регулировали торговые отношение. Право было тесно связано с религией, что не предполагало активного развития научной мысли.
Однако на позднем этапе роль религии существенно снижалась, получило популярность юридическое образование, что привело к развитию науки. Например, именно на данный этап пришелся пик развития и популярности Болонского университета.
Развитие юридической науки в период средних веков.
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.