Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих т

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Очень важное качество личности, особенно ценимое детьми дошкольного возраста – смелость, рассматриваемая как способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Однако при формировании у старших дошкольников представлений о смелости как чрезвычайно ценном качестве, необходимо особенно тщательно продумать и сформулировать содержательные характеристики и критерии оценки этого свойства личности. Здесь с исследуемой категорией «смелость» тесно связаны нравственные категории и их антиподы: «героизм» и «бесшабашность, лихачество», «осторожность» и «трусость» и т.д. В чем заключается и как проявляется это качество в поведении человека? Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека – это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Проявление волевого качества как смелости у старших дошкольников во многом зависит от того, находится ли ребенок в коллективе или ему приходится проявлять смелость одному. Если одному, то смелость не набирает высокий уровень, так как не на кого ориентироваться. Здесь имеет место и содержательное наполнение понятия «смелость», которое отражает систему нравственных ориентиров, сложившуюся в окружении ребенка: в семье, в коллективе одноклассников и.т.д[23].
Также конструктивным является метод изменения смысла действия или создания дополнительного смысла заключается в изменении роли или позиции человека в коллективе. Особенно эффективен этот способ для воспитания таких качеств как настойчивость (способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней), организованность (максимальная сосредоточенность на действии, которое в данный момент производится), выдержка (способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели), исполнительность (готовность и способность честно и в соответствии с законом (инструкцией, предписанием, просьбой) выполнять поручение, функцию, поставленную задачу). У Л.С. Выготского описано исследование способности детей с разным уровнем интеллектуального развития выполнять приказы взрослого совершать действие, которое стало неинтересным ребенку и было прекращено. Детей просили писать палочки, крючочки и кружочки, и после того как они прекращали эту работу, взрослый просил еще раз выполнить эти действия. Под разными «важными» предлогами дети отказывались это делать. Один мальчик не мог придумать уважительную причину и просто сослался на усталость руки. Тогда взрослый попросил его научить писать эти палочки, крючочки и кружочки маленького мальчика, у которого это плохо получалось (при этом похвалив старшего за умение). Уставший мальчик, только что отказавшийся поработать, начал показывать малышу, как надо писать эти элементы букв. Л.С. Выготский задает вопрос: «А что произошло с мальчиком, который только что отказался писать?» – и отвечает: «Изменился смысл того, что делает мальчик. Он теперь не палочки пишет, а «работает учителем», и смысл действия стал другим. Побуждение к действию теперь идет от другого мотива»[10].
К одному из важнейших волевых качеств, которые необходимо прививать ребенку с первых лет жизни, относится дисциплинированность. У дошкольников оно преимущественно проявляется в послушании – выполнении требований родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Дисциплинированность ребенка 6-7 лет должна характеризоваться осознанность, пониманием своих обязанностей в детском саду и дома, самостоятельностью в их выполнении, критичностью в оценке своего и чужого поведения. Истинная дисциплинированность – это не бессмысленная покорность, а проявление личного волевого осознанного выбора. Один из наиболее эффективных приёмов воспитания дисциплинорованности ролевая игра – интерактивный метод, который позволяет через погружение в моделируемую ситуацию и принятие на себя определенных социальных ролей с соответствующими правилами речевого и действенного поведения осваивать модели продуктивного поведения в предлагаемой ситуации [14]. К ролевым играм можно отнести, например, игры-драматизации, которые решают множество задач в процессе формирования социально-нравственной компетенции: усвоение социального и коммуникативного опыта; актуализация собственного жизненного опыта (социального, коммуникативного, художественного, эмоционального и др.); продуктивность создаваемой в игре ситуации (в процессе игры каждый участник не только осваивает уже сложившиеся и представляет имеющиеся у него лично системы взглядов, отношений, но и рождает новый опыт, открывает неизвестное ему до сего момента) и т.д. Игры-драматизации позволяют обучающимся сформировать внутреннюю нравственно-ценностную позицию по отношению к разыгрываемой ситуации.
Возможно для достижения цели использование прогнозов и представлений последствий своих действий (или отказов от них): если ты действуешь так, то результат может быть таким-то, а если иначе, то совершенно другим. Это эффективно для воспитания таких качеств как инициативность (отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека, инициативность помогает человеку продвигаться вперёд и выражать своё мнение), дисциплинированности, проявляющейся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.
Сформированные на достаточном уровне волевые качества создают личность ребёнка, способную к самоуправлению и саморегуляции.
Развитию волевых способностей у старших дошкольников способствует ряд обстоятельств:

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.