Многочисленные исследования показывают, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Так, у людей со слабой нервной системой наблюдается недостатки концентрации и устойчивости внимания в случае появления дополнительных раздражителей. Для людей с инертной нервной системой большую сложность составляют переключение и распределение внимания [4].
На первом этапе развития произвольного внимания происходит важное значение играют сигналы, которые указывают ребенку на то, что он должен удерживать определенный объект в поле своего внимания. В работе А.Р. Лурия показано, что слова матери, которая показывает ребенку различные предметы и называет их определенным словом, способствуют развитию внимания, так как ребенок выделяет предмет этот предмет из других, внимательно смотрит на него [17]. Развитию произвольного внимания способствует такой навык речевого развития как рассуждения вслух. В том случае, когда дошкольник 4-5 лет говорит вслух о том, что он должен держать в фокусе внимания, то может достаточно долго удерживать на этом объекте свое внимание [25].
Г.Л. Розенгардт-Пупко объясняет это тем, что повторение словесного обозначения предмета, ребенок выделяет этот предмет из ряда остальных, делая его объектом своего активного внимания. Таким образом, под влиянием речи внимание начинает приобретать все более произвольный характер [24].
Когда ребенок может мысленно представлять не только предметы, но также и действия с ними, его речь становится средством познания окружающей действительности, а также регулятором его поведения. Произвольность внимания на данном этапе заключается в том, что ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, но и самостоятельно выделить нужные признаки и закрепить их в своих практических действиях [17].
Таким образом, внимание является избирательной направленностью восприятия на определенном объекте. Внимание не может считаться самостоятельным психическим процессом в связи с тем, что его проявление всегда связано с другими процессами. В зависимости от условий возникновения и длительности концентрации выделяют непроизвольное внимание, которое возникает безучастия волевых процессов, и произвольное, которое заключается в волевом усилии для сосредоточения внимания на каком-то объекте, важном для деятельности. Если данная деятельность интересна человеку, то произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, когда для сосредоточения внимания не нужно волевых усилий, но при этом внимание также идет изнутри, а не извне, как при непроизвольном внимании.
Развитие внимания у младших школьников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.