Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Вопрос изучения воображения, в том числе и творческого поддавался изучению еще Сократом, который трактовал понятие воображение, как «Неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных» [5, с. 96]. Впервые придали научность этой проблеме Платон и Аристотель, которые раскрыли суть и основные характеристики воображения. С точки зрения Платона воображение трактуется как «смешение чувственного ощущения и мнения»[18]. По мысли Аристотеля: «Воображение – это специфический продукт деятельности, результатом которой являются познавательные образы окружающей реальности» [5, с. 97].
Таким образом, отечественные так и зарубежные авторы рассматривают с разных сторон понятия «воображения» и «творческого воображения». В этом контексте Л. Н. Коган и А. Г. Спиркин интерпретировали «воображение как психологическую деятельность, которая заключается в создании представлений и мысленных ситуаций» [2, с. 39]. Интересна позиция Ж. Пиаже, который полагал, что воображение является временной стадией «искаженного отражения».[15, с. 125]. По мнению Я. Л. Коломенского воображение является своеобразной формой отражения действительности, которая проявляется как «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [3, с. 317]. Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений»[4, с.15].
Отметим, что экспериментальное исследование творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. Н. А. Шинкарева, А. А. Иванова считали, что творческое воображение следует развивать с самого раннего детства, создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности[6]. По мнению Р. Ассаджиоли: «функция воображения — построение и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью». С. Ариети, С. Парнс изучая роль воображения, указывали, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения» [1, с. 34]..
Л. С. Выготский писал, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[3]. В свою очередь, А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [7, с. 46].
Подводя итог вышеизложенному, важно подчеркнуть, что в ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, именно поэтому значимым признаком воображения является способность человека создавать новые образы. Безусловно, является фактом, что воображения не бывает без мышления. Из собственных наблюдений можно констатировать, что воображение является сложным и многоплановым процессом, впрочем, мало чем отличающимся от других психических познавательных процессов. Воображение имеет свою структуру и свои разновидности, благодаря чему в жизни воображение позволяет глубже и конкретнее ориентироваться в окружающий действительности, прорабатывать все варианты тех или иных событий, фантазировать, рассматривать перспективы того или иного дела.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.