Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие творческого потенциала детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря (на примере проекта летний фотолагерь «Кадр»)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Министерство культуры Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский колледж культуры»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

Развитие творческого потенциала детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря (на примере проекта летний фотолагерь «Кадр»)

Программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности — Социально-культурная деятельность

Форма обучения: заочная

Студент: 5 курса Олейников Александр Александрович

Руководитель: Карпова Маргарита Юрьевна

г. Ростов-на-Дону

2017

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Летние каникулы как особый период в работе организатора досуговой деятельности с детьми и подростками
  • 1.1 Понятие и виды каникул
  • 1.2 Роль и значение летнего отдыха в развитии и воспитании детей и подростков
  • Глава II. Летний лагерь в системе воспитательной работы среди детей и подростков
  • 2.1 Система оздоровительных летних учреждений для детей и подростков
  • 2.2 История и классификация летних лагерей
  • 2.2.1 История летних лагерей
  • 2.2.2 Классификация лагерей
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Проект летнего фотолагеря для детей и подростков «Кадр»

Введение

Актуальность исследования определяется повышением требований российского общества к качеству и эффективности программ социально-культурного воспитания, ориентированных на профилактику девиантного поведения детей и подростков. Одной из причин, которые вызывают детско-подростковую безнадзорность, расширение спектра поведенческих рисков подрастающего поколения, является бессмысленное проведение свободного времени, нецелесообразная организация досуговой деятельности и каникулярного времени. Это формирует искажение гражданско-правового, патриотического и нравственного самосознания, порождает иждивенчество, боязнь вступления в самостоятельную жизнь.

Органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органы управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности предпринимают меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. Однако с учетом постоянного изменения социально-экономической, культурной и политической обстановки в России технология социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего каникулярного отдыха постоянно требует динамичного изменения. Летний оздоровительный отдых детей и подростков — это особая педагогическая система, в которую вовлечено более половины всех обучающихся, педагоги и родители. Следовательно, проблема организации летнего оздоровительного отдыха для детей и подростков приобретает государственный масштаб и требует усиленного внимания от общественности. Это обусловлено потребностями российского общества в качественном образовании (воспитании и обучении) и его доступности, необходимостью повышения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В период 90-х годов ХХ века силами различных научных коллективов осуществлен ряд исследовательских проектов. Создана концепция проекта Федерального закона «О государственной поддержке системы организации детского и семейного отдыха» (1988), разработаны различные нормативные акты, в том числе «Общее положение о детском оздоровительно- образовательном учреждении». Разработаны научно-методические рекомендации по организации оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха для детей с различным уровнем здоровья; научно-методические основы реабилитационной деятельности летних лагерей; концептуальные модели детских оздоровительных учреждений, учебно-методический план и программы подготовки медицинских кадров для работы в различных типах учреждений летнего отдыха.

Глава I. Летние каникулы как особый период в работе организатора досуговой деятельности с детьми и подростками

1.1 Понятие и виды каникул

оздоровительный летний лагерь дети

Каникулы — период, свободный от учёбы или основной деятельности (в том числе домашних заданий). Бывают: школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские. В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику, в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно.

В России до 1917 года словом каникулы было определено — как летний период, «вакации» — как период отдыха в широком смысле, так и в зимний промежуток отдыха.

Вакации, вакантное время, по Брокгаузу и Эфрону — «время, на которое должностные лица каких-либо учреждений ежегодно свободны от службы…». По В. И. Далю, вакации — «гулящая, праздная пора; в значении каникулы — жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях» [2;84]. В специальном циркуляре Министерства просвещения Российской империи в 1878 году указывается, что вакации есть период не только для учебных занятий, «но и время для отдохновения» учащегося.

Каникулы — время отдыха. Но это одновременно — период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей.

Каникулы — особо ценностное и деятельностное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Основная особенность и отличие активного отдыха в период каникул от образовательных процессов, в рамках гимназии, связаны с неформальным характером организации самодеятельности детей на основе принципов их самоопределения и самореализации.

Летние каникулы — важнейший период досуга детей и подростков. Важную роль в системе организации досуга играют учреждения культуры. Они являются не только местом отдыха и коммуникаций, но и решают важные социальные задачи в области духовного и патриотического воспитания населения. Грамотно организованный досуг — это в первую очередь профилактика правонарушений и бездуховности, эмоциональной бедности и интеллектуальной ограниченности. Комплексное решение организации оздоровления, отдыха, и занятости детей, и подростков в летнее время, обеспечивает создание условий для целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, общении, а также для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

В настоящее время школьные каникулы регламентируются Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 13, 51), а также ст. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г № 196 (с дополнениями, внесёнными постановлениями Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854), и соответствующими уставами образовательных учреждений.

Продолжительность каникул в школах, лицеях, гимназиях в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся детей в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.

В соответствии с законодательством в России в каникулярный период организуется отдых и оздоровление детей. На базе многих общеобразовательных учреждений и учреждений (детский лагерь, пионерский лагерь и т. д.) дополнительного образования детей, а также в загородной зоне действуют в каникулярный период учреждения отдыха и оздоровления детей, школьники направляются в туристические походы, экскурсии и привлекаются к другим занятиям на свежем воздухе.

1.2 Роль и значение летнего отдыха в развитии и воспитании детей и подростков

Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников. В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы — время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. В школах сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно и всегда с удовольствием. Здоровый образ жизни и активный отдых — две составляющие формирования и становления личности ребенка. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Современный школьник находится в условиях максимально — учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул — одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности. Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.

В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставят перед собой организаторы досуга , можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь..Социально-культурная деятельность детей и подростков в условиях летнего оздоровительного отдыха может способствовать воплощению гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества детей, которое побуждает каждого ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию личности при соблюдении общих и частных педагогических условий, определяющих, с одной стороны, особенности взаимодействия субъектов педагогического процесса (ребенок, временный детский коллектив, педагог-организатор детского досуга), а с другой, — содержание социально-культурной деятельности и особенности ее организации в процессе летнего оздоровительного отдыха (педагогическая программа социально-культурной деятельности, основанная на сочетании принципов организации и самоорганизации детского досуга; интеграция деятельности педагогов и обслуживающего персонала по осуществлению педагогической программы; эффективная система анализа, контроля и оценки реализуемой программы). В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето — это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения

Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых — это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы летнего школьного лагеря — физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое — имеют познавательный характер.

Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Программа работы с детьми во время летних каникул направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. Тема детского отдыха является очень важной с учетом всех проблем, которые сложились в сфере детства, значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

— между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

— педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

«Летний отдых — это хорошая возможность, а иногда и единственная возможность для детей укрепить здоровье, найти друзей, узнать для себя что-то новое, особенно это касается ситуации, когда дети попали в непростые жизненные обстоятельства или есть ограничения по здоровью. Здесь очень многое зависит от педагогов, от их профессиональной подготовленности и человеческих качеств», — сказал Д. А. Медведев.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которым активно занимаются воспитатели, психологи и социальные педагоги — разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

В воспитательной деятельности ребёнок — главный. Он — субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, должно представлять собой единство открывающихся перед ребёнком социальных ценностей, преобразуемых в его личностный смысл, и активное взаимодействие с окружающей действительностью. От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

«Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях, — указал Дмитрий Медведев. — Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости — ухудшение здоровья у учащихся и физическая, нравственная деградация».

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов, а, следовательно, и самой методики работы социального педагога, в системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка большое значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков.

Глава II. Летний лагерь в системе воспитательной работы среди детей и подростков

2.1 Система оздоровительных летних учреждений для детей и подростков

Государственную политику в области летнего отдыха и оздоровления школьников реализует управленческий штаб отрасли — Министерство образования и науки РФ. В его ведении — разнообразные аспекты организации каникулярного отдыха детей, экспертиза воспитательных программ, организация их конкурсов, развитие разнообразных сети лагерей, кадровое и методическое обеспечения их деятельности. А, кроме того, — укрепление партнерских контактов с другими ведомствами и государственными учреждениями, ибо только на межведомственной основе можно успешно решать многообразные проблемы детского отдыха, оздоровления и трудовой занятости. Основное внимание Министерство образования и науки РФ уделяет созданию прочной нормативно-правовой основы функционирования системы отдыха и оздоровления детей, совершенствованию ведомственной базы, приведению в соответствие с изменениями в законодательстве РФ и в правовых документах межведомственного уровня. Сегодня, например детский летний отдых, базируется более чем на 20 законодательных актах.

Существуют различные формы детского отдыха: организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и без них, оздоровительный, санаторный и профильный, и отдых в условиях города и загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т. п. Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во всем мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра.

В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: «снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха». Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств.

Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.

Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть организован в палатках, на речных и морских судах.

С учетом возраста и интересов детей в лагере создаются отряды, группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет — 20-25 человек, 10-14 — 25-30, 15-18 — 25 человек .

Ориентация на интересы ребенка — сегодня одна из важных черт детского лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации — все это характеризует детский лагерь. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Одна из наиболее популярных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Детский оздоровительный лагерь имеет большое преимущество перед другими формами и средствами работы ,так как имеет свою специфику, прежде всего они в том, что обстановка колоссально отличается от обыденной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в коллективном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, дети тесно контактируют со взрослыми наставниками или вожатыми, что позволяет им накопить опыт общения со старшими . В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни — в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности. На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса. Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации — все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующийся потребностей.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения: детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации. В основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой; детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми. Таким образом, летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Цель деятельности детского летнего лагеря: организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации. Отдых детей и их оздоровление — это совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие

творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

2.2 История и классификация летних лагерей

2.2.1 История летних лагерей

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети занимались и домашними делами, но значительное время отводилось на походы, экскурсии, сбор плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупных молодежных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 миллионов человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства.

Август 1908 года в истории лагерей занимает особое место. Б. Пауэлл вывез по просьбе друзей 20 мальчиков в лагерь на острове Броунси. Это, на первый взгляд рядовое событие, стало определённой точкой отсчёта скаутского движения и, конечно, важнейшей формы жизни скаутов — летних лагерей. Основатель скаутского движения Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл прошедший военную службу на Балканах, в Южной Африке, на Мальте, участвуя в Англо-Бурской войне, не мог смириться с тем, что молодые люди слабо подготовлены к участию в военных действиях, особенно страдала разведка. Он пишет пособие для разведчиков, а вернувшись на родину, начинает активную деятельность по созданию отрядов мальчиков — юных разведчиков. Б. Пауэлл написал книгу «Скаутинг для мальчиков», которая со временем стала основой нового Всемирного движения. В настоящее время 16 миллионов скаутов действуют более чем в 150 странах мира. Фундаментальные принципы, по которым живут скауты, изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения. Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движения. Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута — это: долг перед Богом, долг перед другими, долг перед собой. Опора на эти принципы определяет жизнедеятельность в скаутских лагерях, которые продолжают основные традиции, заложенные на первом лагерном выезде юных разведчиков. Организация жизни в лагере строилась на ежедневной таблице режимного времени и необходимой информации для выполнения заданий. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали наблюдательность, учились разводить костры, играли в спортивные игры, упражнялись в пожарном деле. Сидя вечером у костра, слушали рассказы о великих сражениях и великих полководцах, обсуждали причины побед и поражений. Мальчики участвовали в разнообразных соревнованиях и конкурсах на выносливость в стрессовых ситуациях, на проявление силы воли. Огромное значение имела атрибутика. Каждый скаут имел латунный значок и свисток с надписью «Будь готов!», за достижение более высоких результатов выдавались другие значки, шейный платок или галстук цвета хаки. Необходимый и важный элемент жизни — обязательный «вечерний туалет», когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонтировали одежду, снаряжение. Каждый вечер у лагерного костра обсуждали замыслы на следующий день.

В России первые лагеря создавались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».

2.2.2 Классификация лагерей

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Детские оздоровительные лагеря располагаются за городом, как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания). Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы. Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности. В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС. Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.

Лагерь санаторного типа. Располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь. Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерьТрудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.

Лагерь выходного дня. Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов:

— для неуспевающих по школьной программе учеников;

— для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические);

— для старшеклассников, которым предстоит определяться с выбором будущей специальности.

В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Спортивный лагерь. Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь. Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Профильный (тематический) лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

«Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, фотографов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся»

Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Заключение

Летний отдых школьников — важный период не только для укрепления здоровья детей и подростков, но и для их самопознания, самовыражения, самовоспитания, саморазвития. Это период, благодаря которому школьники могут совершенствовать навыки социализации, коммуникации.

Потребность нахождения детей и подростков в коллективе, их желание общаться, взаимодействовать со сверстниками в значительной степени может быть удовлетворена благодаря проживанию в летних оздоровительных лагерях, в которых педагогическим коллективом осуществляется воспитательно-развивающая деятельность.

Родители не всегда учитывают запросы детей, вступающих в подростковый период и нуждающихся в систематическом общении со сверстниками. В связи с этим необходимо разработать комплексную программу «Готовимся к летнему отдыху», в которую будут включены школьники и родители, благодаря чему педагогический коллектив школы окажет содействие семьям в позитивном целеполагании, укреплении конструктивных взаимоотношений между поколениями, воспитании детей.

Список литературы

1. Детский летний лагерь как социально-культурный институт: // Научный поиск: Сб. студенческих научных работ. Под ред. И.Г. Абрамовой. — СПб.: ИСГУ, 2006.

2. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. Н. Ерошенков. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС , 2004.

3. Ильина Л.А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе //Научный вестник МГИИТ, 2010. № 4.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А. В.Мудрик. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Программное обеспечение летнего отдыха детей: метод. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Жуковицкой, Н.П. Царевой. — Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012.

6. Сластенин В.А. Педагогика. — М.: Академия, 2002.

7. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха. — М., 1999.

8. Фришман И.И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции //Народное образование. — 2003. — № 3.

9.Гуткин Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

10.Коваль М. «Программирование и подготовка к работе в лагере». М.: Народное образование, 1999

11.Косе О.А. «Летние каникулы — время открытий, сотружества и сотворчества взрослых и детей».М.: Образование в современной школе, 2004

12.Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы/сост.А.М. Панов. М.: НИИ семьи, 1998.

13.Селевко Г.К. Найди себя. М.: Народное образование, 2001.

14.Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам.директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д: Феникс, 2004

15.Волохов, А.В., Журавлев, М.И. Социализация ребенка в условиях детского оздоровительного центра: концептуальные основы / А.В.Волохов, М.И.Журавлев // Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. А.М. Панов.- М.: НИИ семьи, 1998.

16.Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Голованова. — СПб.: Речь, 2004.

17.Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 03 ноября 2006 г.) [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/legal/public/default.asp?no=10064235.

18.Лаврентьева, З.И. Потенциалы социальной реабилитации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря / З.И. Лаврентьева // Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. — М.: ЦГЛ, 2006.

19.Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В. Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. — М.: Граф-пресс, 2002.

20.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В. Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. — М.: Граф-пресс, 2002.

21.Философия и педагогика каникул // Новые ценности образования / Под ред. Н.Б.Крыловой. — Вып. 8, 1998.

22.Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И.Фришман.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Приложение

Проект летнего фотолагеря для детей и подростков «Кадр»

Обоснование проблемы:

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Не случайно большой резонанс вызвал летний фотолагерь- для детей, организованный обществом National Geographic совместно с организацией Vision Workshops и «Интерньюс Нетворк» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). В качестве спонсоров фотолагеря выступили также корпорация Olympus Imaging America Inc., которая предоставила камеры для участников, и компания PNY Technologies, обеспечившая их картами памяти. Но даже без таких известных спонсоров идея фотолагеря для школьников может и должно вызвать у детей большой интерес. Подростки будут изучать азы фотографии, обучаясь у профессиональных фотографов. В рамках фотолагеря юные начинающие фотографы не только получат навыки использования фотооборудования, но и смогут применить полученные знания на практике.

Еще совсем недавно слова «фотокамера» и «фотография» ничего не значили для них, но теперь их ждет мир удивительных открытий. Подростки поймут, что быть фотографом — все равно, что быть художником, а фотография — это тот же холст, где следует продумать композицию и каждую деталь. Они не только научатся делать фотографии, но и смогут увидеть мир глазами фотографа, открыть новый мир внутри самих себя, научатся видеть необычное в обычных вещах, думать над каждой фотографией. Для всех участников фотолагерь стал большим шагом в саморазвитии.

Цель:

Поиск новых форм и направлений в развитии летних оздоровительных лагерей с учетом актуальных культурно-досуговых потребностей.

Задачи:

Отдых — не безделье, а смена деятельности!
Все девчонки и мальчишки мечтают, на летних каникулах, познакомится с новыми друзьями, интересно провести время, а мамы и папы хотят, чтобы это время было потрачено с пользой. Наш летний фотолагерь «Кадр» учитывает интересы и тех, и других!

Обучение подростков приемам работы фотографа помогает обнаружить творческие способности ребенка, развивает образное мышление, дети знакомятся с азами интереснейшей профессии. Навыки, приобретенные в фотолагере, помогают ребятам быть более общительными, интересными, учат налаживать контакт со сверстниками.

Ожидаемые эффекты:

— Развитие эстетического вкуса и творческих способностей у детей и подростков.

— Повышение интереса родителей к работе летних лагерей

— Повышение интереса подростков к профессии фотографа

Аудитория: дети и подростки.

Срок реализации проекта : 6 месяцев

Содержание проекта:

В результате реализации проекта будет создан летний оздоровительный фотолагерь «Кадр», специализирующийся на обучении детей и подростков навыкам и приемам работы фотографа и изучению азов фотографии.

Ресурсы проекта:

Для реализации проекта необходимо:

— Изучить опыт работы летних фотолагерей в России и за рубежом;

— Привлечь к участию в проекте квалифицированного специалиста, фотографа-профессионала, обладающего художественным вкусом и владеющего методикой преподавания фотодела;

— Провести PR — мероприятия по привлечению семьи и школы к работе фотолагеря;

— Подготовить план работы лагеря, расписание смен и занятий;

— Рассчитать смету расходов;

Общие затраты на реализацию составят около 950 тысяч рублей, которые будут потрачены на:

— зарплату организаторов проекта;

— командировочные расходы;

— организацию пиар мероприятий (выпуск буклетов, организация

рассылок, реклама в СМИ);

— услуги связи;

— коммунальные расходы.

Возможные источники финансирования:

— средства регионального и городского бюджета;

— грант благотворительного фонда;

— спонсорство;

— собственные средства устроителя.

Критерии оценки результата:

— количество школ, заинтересованных в проекте;

— количество семей — участников проекта;

— количество участников в социальной сети;

— количество СМИ, освещавших проект;

— количество положительных отзывов;

— количество смен в лагере и занятий в каждой смене;

— количество проведенных выставок работ юных фотографов.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.