Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, так как разнообразными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим очень трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей этой категории являются именно трудности регуляции поведения, гиперактивность, недостаточность внимания, замедленный темп мыслительной деятельности, снижение памяти. Однако стимуляция деятельности данных детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Благодаря этому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы [21].
Знаменитые психологи П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский в развитии личности в качестве доминирующей стороны называют социальный опыт, который ребенком усваивается на протяжении всего детства [4]. В процессе усвоения данного опыта происходит не только лишь приобретение детьми отдельных умений и знаний, но осуществляется также и развитие их способностей, формирование личности.
Основная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограниченной мобильности в ограниченном общении с природой, недоступности культурных ценностей, а иногда даже и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями является в настоящее время актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как социальную, психическую, биологическую природу, также и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности [8].
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Очень важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, интеллектуальной, физической), во все возможные и необходимые сферы жизни социума.
Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует гибкого и деликатного подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь только при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения и воспитания, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и материальную среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Педагог это образец речевой культуры. Для педагога при этом развитие речи детей – это их основных целей всей коррекционной работы, но у самих детей данной цели нет. Для них сама речь не цель, а именно средство реализации всех своих потребностей в общении, в познании, в игре. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы [24].
Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи:
Игры. Ролевые игры. Театрализованные игры – как средство развития речи;
Общение: подготовленное и неподготовленное. Общение по телефону.
Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность;
Чтение стихотворений, пение;
Организация экскурсий;
Труд: речевые и трудовые действия;
Развитие речи с использованием средства массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио);
Досуг. Развлечения и праздники как эффективная форма обучения речи.
Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность – общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка.
Огромное внимание педагоги должны уделять развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям [20].
У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения. Перед самим началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:
Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.
Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.
Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.
Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.
Преодолению излишнего напряжения способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности.
Досуг, направленный на развитие у каждого ребёнка способностей, необходимых для общения – один из наиболее эффективных средств для социлизации детей с ОВЗ.
Совместные походы с детьми в театр, кино, на экскурсии позволяют формировать мировоззрение детей, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, во многом определяет его отношение к жизни. Часто дети-инвалиды, обучающиеся на дому, оказываются оторванными от этой стороны жизни классного коллектива [20].
Таким образом, цель скоординированной работы коллектива детского учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие творческих способностей у детей с овз
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.