Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие связной речи у старших дошкольников через проектную деятельность

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, на третьем году очень быстрыми темпами формируется навык понимания речи, развивается собственная активная речь, достаточно резко возрастает и словарный запас, а так же усложняется структура предложений. Дети начинают использовать диалогическую форму речи. Так же дошкольники осваивают различные типы связных высказываний, опираясь на наглядный материал или вовсе не используя его. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
А.М. Леушина считает, что в этом возрасте они могут задавать множество вопросов взрослым (дети — «почемучки»), пытаются объяснять собственные действия (насыпал корм из-за того, что птички хотят кушать и т. д.)
После 4 лет дошкольники уже в состоянии пересказать знакомую им сказку, охотно декламируют стихотворения, а уже к 5 годам могут пересказывать прочитанные только что короткие тексты, дважды прослушав их[5].
После 5 лет дети могут рассказать об услышанном или увиденном последовательно и достаточно подробно, объяснить следствие и причину, составить рассказ по картинке, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так, как в сказке, на самом деле не бывает).
В шестилетнем возрасте они могут придумать сказку и рассказ, поясняя при этом, где рассказ, а где сказка, и чем они отличаются. Используя предложенный образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается развернутом, логичным.
Так же А.М. Леушина считает, что период от 3-х до 7 лет – это период развития связной речи и усвоения грамматической системы языка. Именно в это время совершенствуется звуковая сторона речи и грамматическая структура, а так же создаются предпосылки для обогащения словаря. В период дошкольного возраста осуществляется переход отделения речи от практического опыта, который набирают дети. И главным является планирующая функция речи, которая приобретает форму контекстной, монологической. Дети учатся различным типам связных высказываний, например, учатся составлять описание, повествование, учатся рассуждать, опираясь на определенный наглядный материал (игрушки, картины, схемы), а также без него. С каждым годом в дошкольном возрасте синтаксическая структура рассказов также усложняется. Так, дети начинают использовать больше сложноподчиненных и сложносочиненных упражнений, расширяется словарный запас. В 3 года дети уже могут без проблем использовать простую форму диалогической речи: с удовольствием отвечают на вопросы, стараются связно излагать свои мысли. Тем не менее, речь дошкольников данного возраста еще ситуативна, в которой преобладает экспрессивное изложение текста. Дети часто допускают ошибки, когда пытаются определить действия, качество предмета, именно поэтому очень важно учить детей разговорной речи, то есть формировать монологическую речь.
Существенное влияние на становление и развитие связной речи оказывает активизация словаря в дошкольном возрасте. В этот период ребенок не только может воспринимать, но и пробует самостоятельно использовать различные прилагательные, описывая предметы вокруг, игрушки, одежду, а также наречия для того, чтобы определить время, пространственные отношения. Ребенок уже может сделать некоторые выводы путем обобщения, сравнения. Тем не менее, диалогическая речь ребенка характеризуется короткими неполными фразами, даже тогда, когда ему задают вопросы, требующие развернутой речи. Очень часто дети дошкольного возраста затрудняются дать самостоятельный ответ, поэтому они предпочитают повторить формулировку вопроса в утвердительной форме. Кроме того, дети не всегда грамотно формулируют свои вопросы, вставляют реплики или дополняют чужие высказывания. Тем не менее, они постепенно учатся самостоятельно составить рассказ по знакомым предметам, игрушкам, а также по картинкам. Стоит отметить, что во многом, дети копируют рассказ взрослых и с трудом разделяют существенные факты и второстепенные[6].
Связная речь существенно развивается в старшем дошкольном возрасте. В этот период особенно активно формируется мышление, воображение детей, в связи с чем они учатся делать выводы, анализировать. Дети уже умеют четко, точно и развернуто ответить на многие вопросы. Зачастую они дают уместные реплики, грамотно формулируют вопросы, замечают, когда сверстники говорят неправильно, поэтому часто дополняют и исправляют товарищей. Развитие мышления оказывает положительное влияние на развитие речевой деятельности старших дошкольников, например, у детей формируется навык вычленения наиболее существенных фактов в предметах или явлениях. Старшие дошкольники с интересом и активностью участвуют в беседах, спорят со сверстниками и взрослыми, доказывают собственное мнение, интересно рассуждают. Они не только называют предметы, но и вычленяют его характерные свойства, признаки, делают достаточно развёрнутый и полный анализ явлений и предметов.
В монологической речи находят свое отражение возможности ребенка устанавливать некоторые связи, закономерности, зависимости между предметами и явлениями. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут составить небольшой сюжетный или описательный рассказ по предложенной теме с использованием образца взрослого. В связи с этим возрастает роль работы воспитателей ДОУ, способствующих развитию навыков описательного и сюжетного рассказа. Стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте навык ребенка передавать эмоциональное отношение к предметам и явлениям, описываемым в рассказе, еще недостаточно развит.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей совершенствуется понимание речи. Дети более уверенно прислушиваются и выполняют указания взрослых, понимают словесную инструкцию, сюжет небольшого литературного произведения. В этом возрасте речь для ребенка является не только средством, с помощью которого он общается, но и важным источником новых знаний, благодаря словесным объяснениям взрослых. Чем чаще ребенок общается со взрослыми и сверстниками, тем разнообразнее его речевой опыт, что создает благоприятные условия к развитию связной речи. Благодаря общению совершенствуется смысловое содержание, расширяется словарь дошкольника, в котором лидируют существительные и прилагательные. Дети могу понимать величину, цвет, выделяют определенные качества предметов. В процессе разнообразных игр и действий ребенок постигает новые слова-действия: глаголы, наречения. Совершенствуется навык использования предлогов, а также наречий, что способствует совершенствованию связного высказывания. Таким образом, к периоду поступления ребенка в первый класс, связная речь уже существенно развита, в случае, если у него нет речевых патологий[21].

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.