Личностная регуляция поведения обеспечивает в индивиде определенные черты, проявляющиеся в разных ситуациях и разных формах активности. Они подразумевают соотнесение поведения личности с требованиями ситуации, учитывают ожидания других, способствуют соотнесению актуализации психологических резервов личности с особенностями межличностного взаимодействия.
Моральные общественные мотивы формирования осознанного поведения личности являются наиболее сильными из всех побуждений. Условия современной жизни часто требуют от человека незамедлительной реакции. При этом от уровня саморегуляции зависит успешность и правильность принятого решения и мобильность воплощения в жизнь принятого плана действий.
В дошкольный период активное развитие получают все психические и физиологические функции, возникают важнейшие новообразования личности, обеспечивающие активную позицию ребенка. Именно этот этап связывается с началом становления образа «Я», формированием активной позиции, открывающей новое пространство социального взаимодействия. Отделяясь от взрослого, дошкольник идентифицирует самого себя с позиции своего внутреннего «Я», оценивает характеристики своего поведения, свои возможности, потребности и способности.
Исследователи отмечают, что процесс становления самости дошкольника происходит двумя путями:
В процессе стихийного накопления нравственного опыта, наблюдаемого в семье, в окружении, в образовательном учреждении, в народе. При этом истинный моральный смысл поступков осознается детьми значительно позже.
Произвольно, под личным волевым контролем, часто предполагая отказ от других желаний. Впоследствии такой контроль осуществляется непосредственно. Именно тогда, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь общественными нормами, социальными ценностями и общечеловеческими переживаниями, становятся внутренними мотивами поведения, происходит истинное становление нравственной саморегуляции личности.
Исходя из значимости дошкольного возраста в процессе становления внутренних личностных новообразований, связанных с формированием образа «Я», возникает задача пересмотра современной парадигмы дошкольного образования. В основу концептуальных преобразований должны лечь новые подходы к выделению, поддержке и развитию характеристик образа «Я» и самоидентификации ребенка.
Таким образом, механизмы развития самости и образа «Я» начинают формироваться у дошкольников в возрасте 5-6 лет. При этом успешность развития механизмов регуляции поведения и саоотношения во многом зависят от социальных условий воспитания ребенка. Потому главной задачей педагога является подведение детей к осознанию того, что трудолюбие, сила воли, ответственность, умение доводить любое дело до конца, нести ответственность за свои поступки, чувствовать удовлетворение от своих успехов, терпение, дисциплинированность выступают залогом успешности и высокой оценки личности в обществе. Данные качества помогают человеку быстрее сориентироваться в ситуации, сформировать план действий, который приведет к максимально высоким результатам и достижению поставленной цели, осознать свои действия с позиции значимости для себя и для окружающих.
В этом отношении современная педагогика и психология столкнулась с целым комплексом противоречий:
— несоответствие темпов развития новообразований образа «Я» ребенка и глубиной проявления данных характеристик, их нестабильностью и значимостью для существования дошкольника в мире;
— недостаточная готовность дошкольных педагогических систем к переориентации воспитательного процесса на развитие внутренних конструктов самости ребенка, отсутствие методических основ данного процесса;
— несоответствие между акцентированием развития внутренней сферы ребенка в процессе эмоционального общения и недостаточной оснащенностью образовательной среды средствами такого развития;
— несовпадение задач целостного подхода к развитию личности дошкольника — и возможностей обеспечения взаимосвязи отдельных внутренних образований для становления целостного образа «Я»;
— методический и теоретический разрыв между нормами акмеологического развития дошкольника — и отсутствием системы формирования целей и ценностей, а также – возможностей максимальной самореализации детей.
Следовательно, первоосновой для развитии целостной личности воспитанника ДОУ должна стать комплексная оценка основных компонентов самости ребенка, особенностей развития его личностных качеств, характера реализации внутренних новообразований в ходе взаимодействия с социумом. На основе такого анализа педагогом или психологом могут быть выявлены различные стратегии компенсации ребенком нарушенного образа «Я», требующие своевременного и адекватного коррекционного вмешательства.
«РАЗВИТИЕ САМОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ДЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ СТРАТЕГИЙ» ВВЕДЕНИЕ И 2 ГЛАВА»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.