Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие пространственной ориентировки у детей 5-6 по средствам танцевально двигательной терапии

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, под ориентировкой в пространстве понимают умение разобраться в обстановке окружающего пространства. Уметь ориентироваться в пространстве это значит уметь распознавать размер и форму этого пространства, размер и форму предметов, его заполняющих, пространственное их расположение и собственное положение относительно каждого из них.
С медицинской точки зрения ориентировка в пространстве — это способность человека определять своё местонахождение и характер передвижения в пространстве сравнительно линии горизонта, вектора силы тяжести и окружающих предметов. Пространственная ориентировка представляет являет собой одно из важнейших условий взаимодействия организма с окружающим миром. В основе ориентации в пространстве находится функциональное системное взаимодействие зрительного, вестибулярного, проприоцептивного, интероцептивного и прочих анализаторов [3].
По способу восприятия пространства, можно выделить:
-ориентировку при помощи остаточного зрения,
-ориентировку при помощи слуха,
-ориентировку при помощи осязания,
-ориентировку при помощи обоняния,
-ориентировку при помощи других видов чувствительности.
По характеру пространства ориентировка делится на два типа: ориентировка в микропространстве и ориентировка в макропространстве.
Ориентировка в микропространстве — это воспринятие и анализ находящегося вокруг пространства и объектов, с которыми человек напрямую взаимодействует во время какой-либо деятельности. Ориентировка в макропространстве — это воспринятие и анализ пространства за границами зоны прямого взаимодействия. Макрооориентировка происходит в большом открытом пространстве, сопряжена с изменением места наблюдения [26].
А.Г. Литвак определяет ориентацию в пространстве как процесс установления человеком своего месторасположения посредством системы отсчёта [18].
Ориентация — это процесс определения собственного расположения на местности или направления своего пути по сравнению со сторонами горизонта и объектами, являющимися ориентирами на этой местности. Ориентир — искусственный или естественный объект, который не изменяется в пространстве и во времени [26].
Как уже было сказано, ориентировка в пространстве является процессом практического применения пространственных представлений, среди которых для ориентировки в большом пространстве особо значимую роль играют топографические представления.
Ф.Н. Шемякин в своих исследованиях описал топографические представления как представления о местности, появляющиеся на базе восприятия и локализации предметов в пространстве [39].
Как отметил Г.А. Литвак, топографические представления являют собой сложную совокупностью образов памяти, в которых отображается форма, величина, удалённость предметов и направление, в котором они находятся по отношению к какой-либо точке отсчёта [18].
Способность к ориентировке в пространстве определяет способность человека охарактеризовывать собственное местонахождение в нем на основании избранной им системы отсчёта с учётом трёхмерности пространства. Точкой отсчёта может быть собственное тело или любой объект из окружения человека.
А.Р. Лурия выделил три направления своевременного и полноценного развития ориентировки в пространстве:
1.Развитие моторных функций, которые дают возможность ребёнку рассматривать находящееся вокруг пространство и перемещаться в нем.
2.Формирование предметных действий для постижения пространственных характеристик объектов и определения пространственных отношений между ними.
3.Овладение речевой системой для вербального выражения пространственных характеристик объектов и отношений между ними, придание обобщённости сложившимся представлениям [19].
Т.С. Комарова, В.В. Гербова, описали четыре периода развития пространственной ориентировки:
1.В возрасте с 3-4 лет дети начинают понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя полочка;
2.В возрасте 4-5 лет дети способны различать направления перемещения от себя: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз, могут дифференцировать левую и правую руку;
3.В 5-6 лет дети обозначают словами своё месторасположение среди предметов и людей, а также расположение одного предмета по отношению к другому;
4.К 7 годам дети уже могут самостоятельно и в полном объеме ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку [31].
Е.И. Щербакова утверждает, что к завершению дошкольного возраста ребёнок должен овладеть:
-способом расчленённого воспринятия плоскости;
-простыми способами анализа ограниченного пространства;
-умением активно действовать в границах воспринимаемой плоскости;
-умением воспринимать «малое пространство» и действовать в его пределах [40].
Т.А. Мусейибова отмечает, что наиболее эффективно осуществлять работу по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность по следующим разделам:
1.Ориентация «на себе»; овладение «схемой собственного тела»;
2.Овладение и использование словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд — назад, вверх — вниз, направо — налево;
3.Определение месторасположения объектов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчёта закрепляется на самом субъекте;
4.Определение собственного местоположения в пространстве («точки стояния») касательно всевозможных объектов, точка отсчёта при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
5.Распознавание пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
6.Описание пространственного местоположения предметов при ориентации на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности сравнительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они находятся;
7.Ориентировка на листе бумаги [23].
Развитие пространственных отношений в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений у детей, может служить постепенный переход от использования ребёнком системы с фиксированной точкой отсчёта «на себе» в младшем дошкольном возрасте, к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта «на других объектах» в старшем дошкольном возрасте.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.