Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По мнению Н.Н. Поддъякова, базисные виды внимания дошкольника тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой (Пример, ребенок должен сделать подделки из цветной бумаги для мероприятия в детском саду. В начале ему трудно сосредоточится на задании, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, уже ни к чему принуждать себя) [49].
В этом случае произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели появившееся состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности — непроизвольное внимание. Основной двигательной силой его является как стойкий интерес к результату деятельности, так и сам процесс его выполнения. Данный вид внимания имеет существенное значение для обучения детей дошкольного возраста и называется послепроизвольным [49].
Таким образом, к младшему школьному возрасту у детей имеются все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Тем не менее у старших дошкольников пока слабо выработаны такие свойства внимания, как переключение и распределение. Дети все еще временами отвлекаются на занятиях, им тяжело сконцентрироваться на чем-то малоинтересном, несущественном.
Академик Р.С. Немов объединяет рассеянность детей с их нервной деятельностью [27].
Основным средством, которое избавляет от отвлекаемости, является правильное педагогическое общение с детьми и использование наглядности на уроках в начальной школе, в том числе учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей [27].
Подводя итоги, следует выявить, что проблеме развития произвольного внимания уделяется огромное значение. Над исследованием проблемы развития произвольного внимания работали и работают известные отечественные и иностранные психологи. По этой проблеме проводятся экспериментальные и теоретические исследования. Ученые, психологи, педагоги высказывают свои точки зрения о развитии внимания, которые аргументированы, а их исследования подтверждены на практике.
Базисные особенности видоизменения внимания у детей в период старшего дошкольного возраста заключаются в том, что дети лишь начинают контролировать свое внимание, намеренно направлять его на конкретные явления и предметы, сохранять его, применяя для этого определенные средства.
У дошкольников начинает формироваться произвольное внимание, однако непроизвольное продолжает оставаться доминирующим на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенку дошкольного возраста достаточно сложно сконцентрироваться на малопривлекательной и однообразной для них деятельности, в то время как во время игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они способны довольно длительное время оставаться внимательными. Данная особенность формирования произвольного внимания детей дошкольного возраста является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не способно базироваться на заданиях, которые держат в постоянном напряжении произвольное внимание. Элементы игры, постоянная смена форм деятельности, продуктивные виды деятельности, используемые на занятиях, позволяют поддерживать внимание детей дошкольного возраста на достаточно высоком уровне.
У детей способность к произвольному вниманию начинает усиленно развиваться к 7 годам. Следовательно, проблема развития произвольного внимания у детей в младшем школьном возрасте имеет существенное значение, так как впоследствии произвольное внимание становится обязательным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в дошкольном образовательном учреждении следует проводить большую целенаправленную и систематическую работу по развитию произвольного внимания [40].
Следовательно, в период дошкольного возраста происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.
Подводя итог, определим главные особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте: существенное возрастание его концентрации, объема и устойчивости; появление элементов произвольности в регулировании внимания на основе речевого развития и развития интеллекта; появление опосредованности внимания; появление элементов послепроизвольного внимания.
Из всего указанно выше следует, что развитие произвольного внимания есть актуальнейшая задача воспитания ребенка в дошкольном возраста, так как именно внимание в будущем создаст фундамент для успешности обучения ребенка в школе и даст возможность качественно выполнять задания педагога и контролировать себя.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.