Задержка психического развития ребенка может быть обусловлена нарушениями одной или двух одновременно сфер психического развития: психофизиологической и культурно-социальной. Причиной возникновения отклонений от нормы развития могут являться как неблагоприятные условия воспитания, так нарушения в функционировании центральной нервной системы организма. Результатом неблагоприятных условий развития ребенка может явиться формирование дизонтогенеза в виде патохарактерологических черт личности. Одним из главных отрицательных последствий патологических черт личности является наличие трудностей в социально-психологической адаптации в процессе взаимодействия ребенка с обществом и с самим собой [14].
Задержка психического развития ребенка может быть обусловлена нарушениями одной или двух одновременно сфер психического развития: психофизиологической и культурно-социальной. Причиной возникновения отклонений от нормы развития могут являться как неблагоприятные условия воспитания, так нарушения в функционировании центральной нервной системы организма. Результатом неблагоприятных условий развития ребенка может явиться формирование дизонтогенеза в виде патохарактерологических черт личности. Одним из главных отрицательных последствий патологических черт личности является наличие трудностей в социально-психологической адаптации в процессе взаимодействия ребенка с обществом и с самим собой.
Современными исследователями понятие «задержка психического развития» определяется как нарушение нормального темпа развития, при котором различные психические функции в когнитивной и эмоционально-волевой сфере отстают от общепринятых для данного возраста норм развития [6].
Причины возникновения задержки психического развития делятся на две группы – биологические и социальные:
Биологические:
— патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
— недоношенность;
— асфиксия и травмы при родах;
— заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
— генетическая обусловленность.
Социальные:
— длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
— неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка [5].
Существует несколько классификаций задержки психического развития. В данной работе мы будем опираться на классификацию К. С. Лебединской. Она выделяла на основании этиологических признаков четыре формы задержки психического развития (далее — ЗПР):
ЗПР конституционального происхождения.
Для данной формы ЗПР характерны черты инфантилизма. Эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем уровне развития, сохраняя при этом структуру нормы, свойственной детям более младшего возраста. Такие дети весьма непосредственны в проявлении эмоций, однако, эмоции при этом не обладают глубиной, наблюдается повышенный фон настроения. Преобладающий вид деятельности – игровой, характерно недостаточное стремление к познавательной деятельности. Незрелость эмоционально-волевой сферы часто сопровождается инфантильным типом телосложения. Наиболее частая причина данной формы ЗПР – наследственные факторы и особенности внутриутробного развития.
ЗПР соматогенного происхождения.
Данная форма задержки психического развития развивается под влиянием перенесенных в раннем детстве различных заболеваний, повлекших тяжелые соматические состояния: астению, ограниченную подвижность, сердечные заболевания, наркоз. Помимо задержки психомоторного развития, для данной формы характерны патологические черты эмоционально-волевой сферы (соматогенный инфантилизм): тревожность, неуверенность, капризность, обусловленные чувством физической неполноценности.
ЗПР психогенного происхождения.
Этот тип задержки развития обусловлен появившимися в раннем возрасте и длительное время воздействующими неблагоприятными условиями воспитания [8]. Выделяется три главных причины данной формы задержки психического развития:
Гипоопека, безнадзорность. Этот стиль семейного воспитания может приводить к формированию у ребенка аномальных черт личности в виде психической неустойчивости. В ребенке не формируются типы поведения, связанные с понижением аффекта. Не поощряется стремление к интеллектуальному и культурному развитию. Для такого ребенка характерна незрелость эмоционально-волевой сферы в виде проявлений импульсивности, внушаемости, низкого волевого контроля.
Гиперопека. Данный стиль воспитания характерен родителям с высоким уровнем тревожности. Такие родители стараются устранить из окружения ребенка все возможные опасности, мнимые и реальные, удовлетворяют все капризы ребенка, принуждают его вести себя удобным для родителей способом. Ребенка лишают возможности принимать решения, самостоятельно справляться с проблемами, адекватно оценивать свои возможности и усилия, необходимые для удовлетворения потребностей. В результате у ребенка формируются такие черты личности как несамостоятельность, безынициативность, эгоцентризм, слабоволие, зависимость от старших.
Развитие по невротическому типу. Такой тип развития личности можно наблюдать в семьях с авторитарным стилем воспитания, либо в семьях с проявлениями физического насилия над ребенком, грубости, агрессивного поведения. Следствием таких семейных отношений могут стать страхи, невротические состояния, высокая тревожность, безынициативность, беспомощность. Деятельности ребенка начинает подчиняться мотиву избегания неудачи, вместо стремления к успеху – такой ребенок будет стараться не делать того, что может подтвердить его несостоятельность [13].
ЗПР церебрально-органического происхождения. Данная форма ЗПР наиболее распространена из перечисленных. Задержка психического развития при этой форме обусловлена различными патологиями центральной нервной системы или минимальной мозговой дисфункцией. Принято выделять две группы среди детей с ЗПР церебрально-органического генеза – с преобладанием процессов торможения и психической неустойчивости.
Дети с психической неустойчивостью склонны к гиперактивности, они подвижные, шумные, импульсивные. Такие дети плохо способны соблюдать правила, легко идут на конфликт и легко о нем забывают. Ощущения обиды или раскаяния у них поверхностные и быстропроходящие.
Детям с преобладанием процессов торможения характерна нерешительность, недостаточная самостоятельность, боязливость, медлительность. Такие дети чрезмерно привязаны к родителям, что мешает их адаптации в школе и других ситуациях, где они остаются без поддержки близких. Эти дети ранимы, плаксивы, избегают подвижных игр, теряются перед аудиторией и зачастую не могут ответить на вопросы, даже если знают ответ. Глубоко переживают замечания в свой адрес [7].
Таким образом, под задержкой психического развития понимается дефект нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.
Развитие познавательной сферы у детей с ЗПР
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.