В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех систем организма, в том числе координационных способностей, которые можно считать показателем нервно-мышечного взаимодействия. Развитие координационных способностей будет способствовать общему развитию ребенка, активации умственной и сенсорной деятельности и является одним из элементов «школьной зрелости».
Следовательно, при подготовке ребенка к школе, то есть в старшем дошкольном возрасте важное значение имеют не только проведения непосредственно-образовательной деятельности по развитию когнитивных функций, но и тренировки мелкой и крупной моторики рук.
Рассмотрим некоторые требования к работе по развитию моторики рук у детей 5-6 лет.
Как мы говорили ранее — движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. В работе с детьми 5-6 лет одной из главных задач отводится совершенствованию функции развития мелких мышц рук. О данном вопросе начали говорить еще в 1928 году.
Позже, на основе специально проведенных экспериментов ученые убедились, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и всесторонне развивает ребенка.
Было отмечено, что тренировочные упражнения для развития пальцев рук детей совершенствует не только двигательный потенциала ребенка, но и развивает психических и речевых навыки. В свою очередь, формирование двигательных навыков руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, координации движений, пространственного ориентирования и др.
Работа по развитию мелкой моторики у старших дошкольников должна проводиться систематически. Педагогу необходимо тщательно подбирать дидактический и информационный материал для проведения данной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей. Так как данная работа проводится в основном в игровой форме, то она должна приносить ребенку радость и удовлетворение от деятельности, и не должна вызывать переутомления. Огромное значение при проведении игр- упражнений, пальчиковой гимнастики имеет текст. Он должен быть легким в заучивании, веселым и увлекательным для детей данного возраста. Необходимо объяснять ребятам смысл и значение выполняемых движений или положений пальцев, заинтересовывать старших дошкольников в выполнении этих упражнений, создавать благоприятный эмоциональный настрой.
Для развития мелкой моторики у детей 5-6 лет необходимо широко использовать пальчиковую гимнастику. Эти игры очень интересны детям, они эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности, их можно проводить где угодно, для них не нужно специального оборудования. «Пальчиковые игры» как бы изображают различные истории из окружающего мира — деятельность людей, явления природы, животных, предметы при помощи движений пальцев.
Тренировка движений пальчиков и кистей рук через проведение пальчиковой гимнастики является мощным средством развития ребенка. В момент выполнения таких упражнений повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при выполнении данной гимнастики упражняются не только руки, но и мозг.
Еще одна форма работы с детьми по развитию мелкой моторики — пальчиковый театр. Применение пальчикового театра способствует развитию воображения, творческой активности и развитию мелкой моторики у рук детей дошкольного возраста. Пальчиковый театр — это инсценировка каких- либо рассказов, сказок при помощи кукол, одетых на пальчики ребенка. В данных играх участвуют обе руки ребенка, что дает возможность детям быстро освоить такие понятия как «вправо», «влево», «вниз», «вверх». В начале и в конце проведения театрализации необходимо включить упражнения на расслабление руки, чтобы снять напряжение в мышцах. Это такие упражнения как поглаживания от концов пальцев к ладони, встряхивание и легкое помахивание руками.
Опыт свидетельствует, что ранняя коррекционная работа по развитию мелкой моторики эффективно влияет на психическое, речевое, интеллектуальное и общее развитие ребенка 5-6 лет. Следовательно, для полноценного развития детей нужны как усилия педагогов дошкольного учреждения, так и повседневная работа родителей по развитию мелкой моторики рук.
Из всех видов совместной деятельности педагога с дошкольниками дети очень любят художественно-эстетическую и продуктивную деятельность, так как именно в процессе данной деятельности они видят результат своего творчества. Результат изобразительной деятельности обычно рождает у них чувство удовлетворенности, гордости за итог своей работы и развивается чувство уверенности в себе и в своих силах. Попутно у них развивается ручная ловкость и умелость, укрепляется мелкая моторика у руки, а значит, в будущем в школе им будет легче овладеть письмом.
Таким образом, одной из главных задач подготовки детей к школе педагогами и родителями является: развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста [31, с. 4].
Особо интересно и эффективно проходит работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет при использовании такого средства обучения как лепка.
Осуществляя работу с дошкольниками посредством лепки можно развить у детей следующие умения:
-разминать пальцами размягченный пластилин, тесто, глину;
-передвигать, перекатывая по очереди каждым пальчиком, шарики из пластилина, теста;
-нанизывать бусинки, выполненные из пластилина или других материалов на тоненькую ленту, делать бусы;
-скручивать пластилиновые шарики;
-сминать пластилин (тесто, глину);
-навязывать украшения на веревку;
-застегивать пуговицы, крючочки, замочки, завинчивать крышки, заводить механические игрушки; закручивать шурупы, гайки;
-играть с конструктором, мозаикой;
-лепить в воздухе;
-играть с песком, водой;
-рисовать, раскрашивать, штриховать;
-резать ножиком;
-лепить мелкие детали [7, с. 58].
Отметим еще раз, что работа с тестом, глиной или пластилином занимательна и интересна детям. Используя данную технику, дети, у которых возникают проблемы в развитии мелкой моторики у рук, могут при помощи лепки справиться с данной проблемой. Так же можно отметить, что в процессе работы в лепке у детей развивается творческое мышление и воображение. Дошкольники изучают окружающий мир, его многообразие и красоту. Эта техника способствует развитию у старших дошкольников не только мелкой моторики у рук, но и логики, умению планировать и модулировать, а так же развивает коммуникативные навыки. Это имеет большое значение при подготовке к школьному обучению.
Более подробно рассмотрим особенности лепки, ее педагогические и потенциальные возможности в развитии мелкой моторики у детей 5-6 лет.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке
- Diplom777
- Детали машин
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777