Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами. Сначала действия носят развернутый характер, подчинены форме, размеру предметов, замещающих (то есть ребенок располагает руку, приводит пальцы в соответствие с воображаемым предметом — куклы, ложки, мяча). Затем действия «сворачиваются» и заменяются жестом в сторону игрушки, а дальше словом («Кукла уже поела, поспала»). Дети сами готовят условия для игры, отбирая привлекательный для себя материал в игровой среде группы.
Для детей раннего возраста в большей степени характерно первое средство решения игровой задачи. Однако при целенаправленном формировании игровых действий до 1,5 года дети используют предметы-заместители, до 2 лет — воображаемые предметы, до 3 лет активно заменяют хорошо известные действия словом.
Усвоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит:
в процессе специальных учебных игр (показы-инсценировки, театрализованные игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры)
в процессе игры педагога с детьми при его длительном или кратковременном участии в игре.
Организация этих форм предполагает комплексную систему действий педагога.
Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
Совместимые обучающие игры педагога с детьми.
Своевременная смена игровой среды с учетом жизненного и игрового опыта, который обогащается.
Общения педагога с детьми в игре, что побуждает к использованию средств решения игровых задач, которые усваиваются, новых знаний об окружающем мире.
Планомерное обогащение опыта детей происходит во время специально организованных задач, где дети знакомятся с предметами окружающего мира, их свойствами, назначением, способами действий с ними, пополняется словарный запас (чашка — пить, кровать — спать, мяч — качать, бросать и т.п.). Работа над расширением кругозора детей системно осуществляется на занятиях различного вида (развитие речи, знакомство с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, конструирование, физкультура, музыка), в дидактических играх. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности отличительная особенность дидактических игр.
Жизненный опыт обогащается в процессе организованных наблюдений в группе, в спальне и гостиной, на участке, за действиями взрослых и других детей. Детям предлагают посмотреть, что именно и в какой последовательности они одевают на прогулку, как причесываются, готовятся ко сну, к завтраку, как взрослый кормит детей, укладывает их спать, как заботится о растениях, животных, какие действия исполняет врач, как повар готовит салат и др. Как действующие формы распространения опыта детей выполняются индивидуальные поручения (найти и принести книгу, шапку, предмет быта, игрушку), привлечение ребенка к практическому решению задач, посильное участие в делах взрослого (вытереть пыль со стола, помощь в уборке игрушек, книг, накрывании стола, полоскании белья).
Формирование игровых умений детей происходит в учебных играх со взрослым. Педагог и ребенок вместе рассматривают игрушки, затем педагог формулирует игровую задачу (кукла хочет пить, дадим Маше попить). Текст произносится ласково, сочувственно. Отсутствие эмоциональной окраски речи педагога при общении с игрушкой приводит к неприятию ребенком игровой задачи. Необходимо, чтобы взрослый показывал и называл свои действия, предлагал ребенку воспроизвести их. В этот период детям важно предлагать различные варианты одной и той же игровой задачи (накормить куклу, затем птичку, слона, медвежонка и т.д.). Такой прием позволяет показать условность игры, возбуждает к переносу игрового действия с одного предмета на другие, не ограничивает инициативы ребенка.
Игровые задачи усложняются по мере усвоения ребенком простых игровых действий (предлагается посадить куклу за стол, потом покормить, предложить ей попить). Таким образом, педагог распространяет спектр действий, учит ребенка планировать их цепочку, воплощать их для решения более сложной задачи. Педагог может направлять игровые действия на игрушку или на самого ребенка, на других детей («Угости чаем куклу, угости чаем Машу, угости чаем меня, попьем чай вместе…»).
Дальнейшая работа по обучению игровых действий строится на демонстрации ребенку обобщенных способов действий с предметами-заместителями (вместо тарелки — письмо из дерева, вместо ложки — палочка, вместо мыла — брусок и др.). На следующем этапе от ощутимых предметов-заместителей педагог переходит к использованию нарисованных предметов (дает кукле изображенное на картинке мыло и пр.). Наиболее сложной, завершающей ступенью в учебных играх становится показ образца действия с воображаемыми предметами (причесать куклу «гребешком», накормить зайца «морковкой» и др.). Каждый из этапов обучения решению игровых задач строится на базе приобретенных умений на предыдущем этапе.
Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки и т.д. Игрушки должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер.
Каждый этап развития игровой деятельности детей в раннем возрасте характеризуется ведущим направлением в ее педагогическом руководстве.
На этапе формирования отображающей игры (первое полугодие второго года жизни) на первый план выступают учебные игры, содержащие показ игрового действия (как покачать мяч, посадить куклу на стул, катать коляску, люльку, как выловить сачком рыбку и др.).
На этапе сюжетно-отражательной игры (второе полугодие второго года жизни) ведущим направлением работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Процесс развития игровой деятельности детей двух-трех лет является направленным на постепенное усложнение игровых задач, средств их решения, обогащение жизненного и игрового опыта, распространение тематики игр, вариантов развития сюжета, увеличение степени условности игровых действий, включение детей в объединения с ровесниками, создание условий для самостоятельных игр.
Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.