Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного раздела. Так, в содержании школьной биологии можно выделить четыре основные группы специальных понятий соответственно изучаемым организмам: 1-я группа — совокупность понятий о растительном организме; 2-я группа — совокупность понятий об организмах бактерий, грибов, лишайников; 3-я группа — совокупность понятий о животном организме; 4-я группа — совокупность понятий об организме человека. Вместе с тем в каждой из этих групп специальных понятий выделяются категории понятий, соответствующие элементам основ биологических наук.
Общебиологические понятия — это такие сквозные понятия, которые включают знания о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе, ко всем живым организмам. Они обобщают специальные понятия биологических разделов и, в свою очередь, делятся на группы [8, 58].
Большинство этих понятий формируется в разделах о растениях, животных, организме человека. В разделе общей биологии они развиваются, обогащаются, а также рассматриваются в новых связях и отношениях со знаниями о других системах.
Общебиологические понятия возникают из специальных понятий и развиваются во всех разделах школьной биологии на материале каждого из них. Общебиологические понятия, возникшие вначале из специальных понятий, затем складываются в сложные и более общие.
Вместе с развитием понятий происходит и развитие значения терминов, их обозначающих.
Имеется значительное количество терминов, которые словесным выражением отражают существо понятия. Эти термины являются как бы короткими определениями понятий: одноклеточные, млекопитающие, земноводные и т. д.
Ряд терминов только частично отражают какую-либо сторону понятия: например, термин ластоногие, из которого не следует, что речь идет о млекопитающих, или капилляр, что означает по-латински «волосной» (указывает только па сходство с волосом, но обозначает «каналец»).
Таким образом, термины можно классифицировать с учетом их словесного значения, а также в соответствии с категориями тех специальных понятий, которые они обозначают. Исходя из последнего, среди терминов можно выделить морфологические, физиологические, анатомические, экологические, эволюционные, систематические и другие термины.
Возможна и другая классификация биологических терминов — по количеству слов, употребленных для их обозначения. Так как усвоение термина, его запоминание и перевод в речевой аппарат тесно связаны с памятью, то термины, состоящие из одного, двух, трех и более слов, нельзя рассматривать как равноценные для запоминания. Поэтому можно выделить категорию простых терминов, состоящих из одного слова (например, печень, желудок, размножение и др.), и сложных, состоящих из двух и более слов (рефлекторная дуга, большой круг кровообращения, фистульный метод и т. д.).
Если рассматривать категории терминов исходя из двух последних групп, то окажется, что в своем большинстве анатомо-морфологические, систематические, медицинские, экологические категории состоят из простых терминов. Большинство же физиологических терминов сложные по составу. Так как затраты памяти на разные группы терминов различны, то, дозируя материал на урок, тему, раздел, следует ориентироваться не только на количество отобранных понятий, но и сложность терминов, их обозначающих.
Сложный и многообразный материал биологических понятий, входящих в содержание школьной биологии, нередко затрудняет учителя в отборе главного, существенного, что приводит к бессистемному запоминанию несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Вот почему учителю, приступая к тематическому планированию и руководствуясь разделом программы «Учащиеся должны знать», необходимо выделить новые для учащихся понятия и термины, определить развивающиеся понятия, т. е. такие, которые учащимся уже известны, но в данной теме пополняются новым содержанием, установить связи между развивающимися знаниями и новыми. Подобная предварительная работа позволяет учителю рационально распределить объем изучаемого материала по урокам и на каждом уроке так использовать время, чтобы большую его часть отвести на усвоение новых знаний [6, 68].
Учитель должен также выделить те общебиологические понятия, которые через систему специальных понятий урока, темы найдут дальнейшее развитие. Это даст возможность обеспечить непрерывность в развитии общебиологических и специальных понятий. Решение задачи развития биологических понятий и содержания терминов требует от учителя четкого знания условий, при которых происходит образование понятий. Эти педагогические условия выделил Н. М. Верзилин. Их можно принять, как рабочую схему, использование которой облегчит решение задачи.
Рассмотрим каждое из отмеченных средств развития биологических понятий.
Приступая к формированию нового понятия, учителю необходимо учесть, знаком ли школьникам термин, обозначающий это понятие, если да, то выяснить какое содержание учащиеся в него вкладывают, какие представления об этом понятии имеются как из ранее изученных предметов, так и из предметов, изучаемых смежно. Это необходимо для того, чтобы учесть возможные неточности, выбрать наиболее рациональные пути обучения.
Понятия связаны с чувственным восприятием, поэтому в преподавании биологии исключительное значение приобретает наглядность, и в первую очередь натуральная форма наглядности. При первом знакомстве учащихся с растением или животным необходимо дать им название и возможность непосредственно рассмотреть и исследовать изучаемый материал.
«Развитие и закономерности размещения животных на Земле»
- Ирина Казакова
- Биология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Казакова
Меня зовут Ирина, мне 38 лет, я закончила НТГСПИ, факультет естествознания, математики и информатики. На данный момент работаю в колледже, преподаю студентам биологию и естествознание. В свободное от работы время я помогаю студентам на сайте «Диплом777» в написании контрольных и курсовых работ. очень люблю свою работу за возможность обучать, учиться самой и делиться своими знаниями со студентами в любое время (благодаря вашей компании).